2417

Учитель из будущего

О каких педагогах мечтают дети и родители

Учитель  из будущего

Со стороны может показаться, что Улан УСЕНОВ - везунчик: стал звездой соц­сетей, попал в проект “Сто новых лиц Казахстана”, выступил перед президентом страны. Но дело не в удаче - молодому учителю интересна его работа, и подход к детям у него другой, вот и весь секрет…

Его ролики по темам из школьной химии набирают по 2-7 миллионов просмотров. Ролик-рекордсмен - 13,5 миллиона. Улан разыгрывает сценки, поет, придумывает шутки, проводит параллели с популярными героями аниме-сериалов. Все это про разные химические элементы и их сложные взаимоотношения. Улыбчивый, без педагогического пафоса - может зайти в лабораторию и не одернуть детей за то, что поют и танцуют, а присоединиться к ним. Фартовый парень - ни одного дня не работал в перегруженной обычной школе, сразу попал в тепличную обстановку НИШ, потом в частную алматинскую школу.

- Сейчас меня уже зовут преподавать в университеты, - улыбается Улан. - Потому что подросло поколение “первашей” - первокурсников, которые так и говорят, что успешно сдали ЕНТ по химии благодаря моим роликам.

- Гордитесь?

- Нет, мне от этих заявлений грустно. Потому что мои видео - это приправа, вишенка на торте, и очень печально, если кому-то они заменяют всю школьную программу.

Он не планировал быть учителем. Парень из Талдыкоргана окончил КазНУ, прошел стажировку в Японии, там же ему предлагали остаться и работать дальше в лаборатории, занимаясь своей темой - солнечными батареями. Но родители попросили пожить с ними год, а потом уже принимать такое важное решение.

- Дело в том, что, пока я учился в Алматы, домой приезжал крайне редко. И родители поняли: если я уеду в Японию, то, скорее всего, назад уже не вернусь. Поэтому и попросили этот год прожить в родном городе. Чтобы не терять зря времени, я стал работать ассистентом педагога в НИШ, прошел несколько разных курсов, потому что, собственно, к педагогической деятельности нас в университете особо не готовили. Одноклассники и друзья к тому времени все разъехались, девушка жила в Алматы, так что невольно все силы и внимание я посвящал новому опыту. Оказалось интересно. И в итоге через год я принял решение, что хочу работать с детьми, мне это нравится.

- Что вам показалось интересным в работе преподавателя?

- Не важно, какой предмет ты преподаешь, самое главное, как ты общаешься с детьми. Потому что, когда мы говорим о каких-то взрослых проблемах, это означает только одно - в детстве этому человеку чего-то не хватило в семье или в школе. Но взрослого переделывать уже поздно. Грубо говоря, если он идет по улице и харкает, то сознание ему уже не изменишь, себе дороже - можно и схлопотать. А вот в школе есть возможность вырастить лучшие версии самого себя, нас и в итоге в следующем поколении получить совсем другое общество. Те же японцы не от природы такие трудолюбивые, а граждане Германии чтут закон не по природной склонности, а в результате большой работы и селекции. Ничего не происходит внезапно, по щелчку пальцев. Но если есть лучшее будущее, то оно именно в детях.

- Может ли быть польза от коротких видео или это только попытка привлечь внимание?

- Кроме ролика в соцсетях есть еще область комментариев, где я тоже активно общаюсь, развиваю тему. Вот и получается, что ребенок посмотрел, заинтересовался, потом вступил в дискуссию, почитал, высказался, думал на эту тему, и в итоге цель достигнута. В свободное время голова занята не игрой, а серьезным предметом. Значит, один-ноль в пользу химии.

- Как получилось, что вы понесли химию в массы именно через видео­ролики?

- Я всегда в свободное время занимался каким-то творчеством: рисовал, фотографировал, делал видео. И долго думал, прежде чем зайти в соцсети, там ведь очень много приколов, танцев. Но в итоге решил, что попробую делать то, за что мне будет не стыдно. Буду рассказывать про химию, если окажется непопулярным, ну, значит, так и будет. Но объяснял все через понятные подросткам темы. Например, в аниме есть персонаж, который владеет способностью электричества, - так получился ролик про электролиз. Детям зашло. Кстати, сейчас уже у меня появились последователи, которые таким же образом дают математику, физику и другие предметы. Тут самое главное - доступность. Можно химические процессы объяснять на примере денег: есть те, кто их приобретает, есть те, кто теряет, это окислители и восстановители. Или человеческих отношений - работают любые примеры.

- Как быстро развивался ваш аккаунт?

- Все произошло стремительно. Полноценно я начал грузить ролики в январе 2021-го, а в конце года уже выступал перед президентом страны в числе семи спикеров от финалистов проекта “Сто новых лиц Казахстана”. Заявку на участие в этом проекте подала моя супруга. К моменту выступления у меня было 240 тысяч подписчиков. Я воспользовался моментом и обращался больше не к президенту, а к учителям и родителям, просил учитывать пандемию, не гнобить детей, дать им шанс раскрыться и не требовать всего и сразу.

- Попадались ли трудные ученики, которые бесят?

- Нет, злоба - это сильная эмоция, на таких ощущениях я не ловил себя. Бывало бессилие, но ребенок не может быть в этом виноват, скорее, недостаток моего терпения или неумение подобрать примеры. Бывает и такое, когда ученику на фиг не нужна твоя химия, потому что он спортсмен или будущая художница, которая приходит на урок невыспавшейся - ночью рисует для портфолио.

Я оставляю за ребенком право не любить и не хотеть знать химию. Надо дать возможность сфокусироваться на самом важном для него. Но был случай, когда мне старшеклассник заявил: мол, ваша химия мне не нужна. А кем собираешься быть? Бизнесменом? Тогда надо уметь собираться и держать удар. В жизни всегда есть вызовы, которые проверяют тебя. Покажи, что можешь справиться. Если ты сейчас спасуешь перед химией, то как будешь управлять бизнесом? Убедил.

- Есть ощущение, что школьная программа перегружена?

- Скорее, проблемы в том, что объяс­няют темы очень сложным, тяжелым языком. Откройте любой учебник по химии и попробуйте его читать. Я специалист, преподаю семь лет, понимаю, о чем речь, но представить, что это читает ребенок, очень сложно. Я не призываю сильно упрощать, но изменить язык учебников или хотя бы начинать предмет с более простого, постепенно переходя к сложному, необходимо.

- А смогли бы вы добиться успеха, если бы преподавали в обычной школе, в перегруженном классе?

- Я могу научить химии любого ребенка. Другое дело, сколько это времени займет. Да, иногда мне печально, когда коллеги спрашивают совета, как объяснить тему. Я расписываю целый сценарий, но оказывается, что у них нет ни проектора, ни реактивов, даже материалы надо распечатывать самому. И это при том, что в классе 40 человек. Давайте честно скажем: у нас в стране есть деньги для того, чтобы было достаточно школ и они были бы нормально оборудованы, даже небольшие сельские. И надо не просто перекупать кадры, переманивать, а вкладываться, помогать им вырасти. Что-то стало меняться, но пока очень медленно.

- Может, вам стоит написать учебник или обучать коллег?

- Я не мыслю так широко, я обыкновенный “полевой” работник. Да, меня часто просят обучить учителей, но я не могу сказать, что у меня какой-то свой особенный метод. Задача учителя не только объяснять тему, но и показывать, как можно выходить из сложных ситуаций. Причем с детьми действует только личный пример, а не слова.

Скажем, у меня на урок опоздал ребенок - ругаться бесполезно. Я выясняю, почему так произошло: что-то личное или другие обстоятельства. Оказывается, проспал, потому что до позднего времени делал задание, отложенное на последний момент. Значит, дело в неумении планировать свое время. Даю совет, как организовать себя.

Или была такая ситуация, когда весь класс списал домашнее задание у одного ученика. Тоже разбирались, я описал свои чувства от этой ситуации, выясняли, в чем причина. Самое ценное, что после этого разговора дети извинились, тот, кто дал списать, понял, что оказал плохую услугу одноклассникам. А можно было и в той и другой ситуации поорать, превратить все в хаос. Но это не дает результата, поэтому я не ругаю детей.

- Такое ощущение, что вы упали с другой планеты…

- Я искренне считаю, что для профессии учителя важнее не знание своего предмета, а человечность, юмор, простота, уверенность в себе. Еще очень важно уважение. Я и раньше это понимал, но с появлением собственного ребенка осознал особенно остро. Только представьте: ты ждешь рождения малыша, переживания, бессонные ночи, столько заботы! А потом отдаешь ребенка в школу, и педагог начинает срываться, давать волю настроению или личным травмам. Это неуважение и к ребенку, и к двум взрослым, которые столько сил вложили в него. Поэтому я считаю, что преподаватели должны проходить очень жесткий отбор, и это не про знание своего предмета, а про человеческие качества.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть