4128

Законопослушный гражданин, или Самый вредный алматинец

Вячеслав ПАВЛЕНКО - довольно известная фигура в структурах акимата Алматы. Хотя он не является высокопоставленным госслужащим, чиновники его побаиваются. А все потому, что он заставляет их работать

Законопослушный гражданин, или Самый вредный алматинец

Вячеслав борется с недоработками, халатностью, попустительством городских структур, забрасывая их письмами, в которых требует устранить те или иные косяки. Понятно, что при таком подходе любовью чиновников он не пользуется. Причем настолько, что его даже пытались заподозрить в терроризме (см. “Ты кто такой?!”, “Время” от 27.2.2021 г.). Но он продолжает гнуть свою линию.

- Вячеслав, легко ли быть городским активистом в Алматы?

- Мне не нравится слово “активист”. Какое-то оно тюремное, что ли… Мне больше нравится “общес­твенник” или “сознательный граж­данин”. У меня просто есть гражданская позиция. Она должна быть у каждого, но у большинства, увы, ее нет. Идет человек, наступил в дерьмо, потряс кулаком: “Ай-ай-ай, аким у нас никакой!” - и дальше пошел. Потом домой придет, в соцсетях пост напишет, всех грязью польет - от акима до министров - и ничего больше не сделает, чтобы зав­тра это не повторилось. Так что это не мы активисты, а остальное большинство - пофигисты. Насколько сложно? Да, это затратно по времени и нервам. Просто кто-то может потратить свое время с пользой для города, а кто-то предпочтет полежать на диване.

- Общественная деятельность никак не прописана законодательно: какие полномочия, какая ответственность, удостоверений опять же нет. Не возникает из-за этого проб­лем, когда вы штурмуете акимат или другую госструктуру? Не спрашивают: вы вообще кто?

- Буквально вчера интересовались в одном из акиматовских управлений (смеется). Конечно же, постоянно спрашивают: кто вы? откуда вы? кто за вами стоит? на кого работаете? кто вас подослал? какая у вас цель?.. Но проблем не возникает. Я же не открываю дверь пинком в любое учреждение. Все делаю в рамках закона. Все - письменно, потому что без бумажки ты букашка. Обычно я сначала устно обрисовываю проблему и прошу ее решить. Меня заверяют, что все сделают, но, естественно, обещания не выполняют. Тогда в ход идут письменные заявления. И тут уже им не отвертеться. А что касается официального статуса общественников - я против этого. Вы представьте, сколько у нас их будет!

- Так, может, это и хорошо? Контроль усилится.

- Нет. Я думаю, что появится куча людей, которые с помощью этого статуса будут либо решать свои проблемы, либо заниматься вымогательством. Представьте, как таких общественников начнут использовать подрядчики для устранения конкурентов. Ничего хорошего из этого не выйдет.

- Есть мнение, что активисты и общественники только на первых порах решают чужие проблемы. А потом, когда приобретают популярность, действуют исключительно за вознаграждение. Есть такое?

- Наверное, есть. Это, конечно, их дело, но, мне кажется, это неправильно, когда на своих YouTube-каналах или в соцсетях они говорят или пишут: “Вот мой kaspi-номер, пожалуйста, помогите”. На мой взгляд, это не общественники.

- Но ведь любой труд должен оплачиваться?

- Я думаю, что общественниками становятся по зову души и серд­ца. И они должны выполнять общественную нагрузку абсолютно бесплатно. В треугольнике “акимат - граждане - общественники” вообще не должно быть никаких денег. Либо ты делаешь, либо нет.

- Вам поступали предложения о вознаграждении за решение каких-либо вопросов?

- Да. К примеру, руководитель одного автопарка намекал, что не обидит, если я перестану критиковать их работу.

- А со стороны госорганов были попытки подкупа или, может, угроз?

- Да разное было, я бы не хотел об этом вспоминать.

- У нас постоянно говорят о “слышащем государстве”. Акимат Алматы, на ваш взгляд, соответствует?

- Акимат стал более слышащим. Это факт. Но это потому, что его структуры сейчас сидят кто где.

- То есть январские события с этой точки зрения пошли на пользу?

- Да, но это пока не отремонтировали здание горакимата. Что будет потом, неизвестно. При ЕСИМОВЕ акимат был полностью открыт: можно было к любому заместителю или руководителю департамента спокойно попасть. При БАЙБЕКЕ это стало несколько сложнее. А при САГИНТАЕВЕ акимат вообще превратился в военный объект: тебя всего обшмонают, не пропустят, пока за тобой не придет сопровождающий, а потом без него и не выпустят.

- Вы живете в Бостандыкском районе, но решаете проблемы и в других районах. Где райакиматы более отзывчивые?

- Сложно сказать. В Бостандыкском акимате меня хорошо знают, поэтому все вопросы решаются очень быстро. В других районах меня знают мало. К тому же, я ведь практически не бываю в наурызбайском районе или в Алатау­ском, поэтому об их проб­лемах и как их решают акиматы мало что знаю.

Но самое днище - это Медеу­ский акимат. Создается впечатление, что его сотрудники вообще законов не знают. Причем не только рядовые специалисты, но и вплоть до замакима. Кроме того, уже не раз их ловил на банальных отписках и даже на обманах.

- А есть конкретные примеры отмазок в ответ на ваши обращения?

- Написал заявление в Медеу­ский акимат, чтобы убрали пень. Они мне присылают фотоотчет, что пень убран. Я туда прохожу - пня нет. Ногой землю ковырнул - пень есть. Они его просто землей присыпали, сфотографировали и мне отправили.

Или вот еще случай: в марте я от них потребовал убрать уже другой пень и посадить на его месте дерево. Пень они убрали, а дерево не сажают. Я интересуюсь причинами. Отвечают, что посадка деревьев осуществляется в вегетационный период. А вегетационный период - с весны до осени. То есть люди просто не понимают, что пишут.

Управление городской мобильности (УГМ) грешит тем, что в ответ на жалобы на автобусы присылает фотографии других автобусов, пытаясь убедить, что вопрос решен.

В вопросе компенсационных посадок тоже часто вводят в заблуждение. На проспекте Райымбека высадили деревья и забыли про них. Деревья высохли, подрядные организации их выкорчевали, естественно. И тут я у управления зеленой экономики спрашиваю: а где деревья? Они мне отвечают: “Украли!” Я им: пишите тогда заявление в полицию. А они мое обращение в полицию переслали. Звонит мне полицейский из Ауэзовского РОВД и спрашивает, где именно на проспекте Райымбека украли деревья. Проспект Райымбека же через весь город, через несколько районов проходит. Потом, конечно, мы добились от Агентства по делам госслужбы, чтобы этого чиновника за ложь про “украли” привлекли к ответственности...

- А еще забавные случаи были?

- В 2020 году зимой пожаловался я на водителя одного автобуса. Там реальный косяк был. Его оштрафовали на большую сумму. Ему кто-то мой номер телефона дал. Он мне позвонил разобраться. Разобрались: он признал, что был не прав. Наступает лето. И мне этот водитель звонит и жалуется, что у него в автобусе не работает кондиционер. На все его обращения руководство автопарка не реагирует. И вот он просит меня написать на него жалобу! И представляете, через два дня кондиционер починили. Он мне звонит, благодарит...

- Топ-5 проблем Алматы, по которым чаще всего приходится писать обращения?

- Если кратко, то первая - это общественный транспорт. У нас большая нехватка транспортных средств. Да и техническое их состояние оставляет желать лучшего.

Вторая проблема - полив зеленых насаждений. Ерболат ДОСАЕВ (аким Алматы. - Р. Б.) на встрече с населением Алмалинского района правильно заметил, что посадить можно сколько угодно деревьев, но сколько из них примутся? У нас главная цель посадок - количество, а не качество. Сажают много, но потом не поливают, не ухаживают. Оно и понятно: акиматам выгоднее каждый год сажать новые саженцы, чем содержать имеющиеся.

Третья проблема - дороги. Качество ремонта упало очень сильно. Но УГМ, вместо того чтобы заставлять подрядчиков исправлять свои косяки, начинает их активно отмазывать: виноват кто угодно, возможно, даже Байден, но только не подрядчик. Вы заметили, что в этом году нигде не делается ямочный ремонт? Но ямы-то никуда не делись.

Четвертая проблема - фонтаны. Новые не строятся, а реконструкция имеющихся порой вызывает оторопь. Вот в прошлом году ТОО “Eco Almaty” потратило полмиллиарда тенге на реконструкцию фонтана в парке первого президента. Причем эта сумма ушла практически на одну косметику - на покраску, на замену плитки!

Там, кстати, тоже веселая история была. Пишу им: фонтан не работает. Они мне на голубом глазу отвечают: он работает, просто вы пришли не в то время. Я тогда в антикор написал, те передали мое заявление в департамент гос­аудита. Вместе с их инспектором пришли проверять: в фонтане вода есть, но попросили включить его, а он не работает. И мне до сих пор непонятно, куда они потратили полмиллиарда тенге.

Ну и пятая проблема - арычная система. У нас она не работает. Коллекторы забиты, арыки строят не там, где надо, лишь бы освоить деньги, лишь бы отчитаться. В итоге город после дождя топит.

- Какие бы советы вы дали тем, кто захочет пойти по вашим стопам и тоже стать городским активистом?

- Я могу дать только один совет: не идти по моим стопам. Очень много нервов тратится!

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть