9028

Как келинка стала генералом

Правильная невестка - клад для семьи и мотиватор для страны. В подтверждение - история Аяужан СУЛЕЙМЕН, благодаря соцсетям известной как Аяу-келин. Она сподвигла родителей мужа на строительство большого дома в ауле и заставила многих молодых женщин встать с дивана.

Как келинка стала генералом

- Раньше в ауле мы ютились в трех комнатках старого дома без ремонта. Енешка, аташка, я, мой муж, его четыре младших братишки и сестренка. Там я начала снимать свои фото и видео для Инстаграма. А мне писали: “Ваш дом похож на хлев, где живет скот”. Но я не обижалась, не стеснялась, - делится наша героиня. - Мы с мужем стали упорно трудиться. Я по хозяйству и в Инстаграме, он - в поле, на стройках, в мебельном цехе.

В итоге мы подняли семью с колен. За восемь лет выстроили на подворье большой светлый дом с душем, санузлом, кухней, отдельными спальнями для всех, просторным холлом, где любят играть мои дети - шестилетняя Диана, четырехлетняя Милана, двухлетний Нурасыл и трехмесячная Медина. В феврале отпраздновали новоселье, купили машину. Все, конечно, идет небыс­тро, но так, как надо. Именно так я все и загадывала. Пошагово.

Аяужан с супругом.

- А звездой Инстаграма с полумиллионной армией подписчиков стали случайно?

- Это я тоже загадала. Правда, с цифрой ошиблась. Мечтала, чтобы был у меня самый крутой телефон и 100 тысяч подписчиков. (Смеется.) Но звездой себя вообще не считаю. Сегодня вот ездила с детьми в город Жетысай, гуляли там в парке, и люди подходили ко мне, чтобы сфотографироваться со словами: “Наша звезда...” А я простая келинка. Просто однажды выложила фото из аула и решила излить душу. Написала про то, как плохо, когда выходишь замуж далеко от дома и сильно скучаешь по родителям, по братьям. Ведь из своего аула Кызылкум в Туркестанской области поехать в родной город Алматы получается всего раз в год, да и то на два-три дня…

Я была поражена, как много женщин меня поддержали! За день на мой аккаунт подписалась тысяча человек. И многие келинки писали про себя: тоже хочу рассказать свою историю, но боюсь, что родня будет ругать.

Следом я стала выкладывать видео о том, как занимаюсь хозяйством. Встаю в 5 или 6 утра и иду доить коров. Когда только стала келинкой, у нас была одна корова. Потом их становилось все больше, и вот сейчас уже восемь. Дальше показываю, как мы готовим творог, айран, курт, иримшик. Это такой у нас бизнес. В мои ежедневные обязанности также входит покормить кур, по­ухаживать за ними. А раньше в нашем хозяйстве были и бараны.

Еще у нас есть очень большое поле, гектаров пять-шесть. На нем мы выращиваем дыни сор­тов “колхозница” и “аэропорт”. Продаем их в Россию. Правда, на поле работают только мужчины, а я готовлю им обеды. Потом на мне еще уборка, мытье посуды. И подписчицы забрасывают меня посланиями: смотрим, как ты с раннего утра хозяйничаешь, и нам становится стыдно, тоже встаем с дивана и идем посуду мыть. Мне нравится мотивировать келинок, я хочу, чтобы они не сидели без дела, не ходили все время по тоям, а чтобы дома наводили чистоту и создавали уют.

- Обычно девушки из аула мечтают выйти замуж за городского парня. А как алматинку угораздило переехать в аул?

- Полюбила! Познакомились мы с мужем, когда он приехал работать в Алматы. Мы оба были дилерами в иностранной компании по продаже пылесосов. И я сразу заметила, что он парень трудолюбивый, никогда никого не обманывает, не обижает. А еще ответственный: утром рано встает, на работу не опаздывает, как городские парни. Год мы просто общались, узнавали друг друга, и я даже не представляла, где находится аул Кызылкум.

Как всякой девушке, переехавшей из города, сначала мне было очень трудно. Тут слабо ловит интернет, нет кинотеатров, парков. Но постепенно я привыкла. Здесь нет суеты, чистая вода, гостеприимные, дружелюбные люди, которые соблюдают традиции. А я всегда знала, что по казахским обычаям первые несколько лет келинка живет у родителей мужа, набирается опыта, и енешка помогает ей справляться с детьми. Все думают, что в аулах енешки издеваются над келинками, держат их за рабынь, а мне повезло: в нашем ауле келинок уважают, хорошо воспитывают, учат, превращая солдата в настоящего генерала!

Вот, например, мой первый день келинки. С утра я вышла в платке, сделала салем салу, приготовила чай, убралась, а потом енешка говорит: “Хлеб готовить умеешь?” Мне стало стыдно, что не умею, и я решила соврать. Нашла в телефоне пошаговый рецепт: положила соль в теплую воду, масло, молоко, но про дрожжи забыла. На вид мой хлеб был очень красивый, аппетитный, не сгорел, не был сырым, но без дрожжей оказался твердым. Младшие братья мужа смеялись: “Сейчас у меня зуб сломается!”, “Это что за камень?” А аташка меня поддержал: “Перестаньте, очень вкусно получилось”. Енешка тоже не ругала, на следующий день сидела рядом и все наглядно показывала. Благодаря ей я сейчас и хлеб пеку, и тандырные лепешки.

Коров доить я тоже не умела, очень их боялась. По утрам енешка выходила вместе со мной и показывала. А однажды, уходя в гости, спросила: “Курт делать умеешь?” Я опять обманула, и молоко у меня свернулось. Оказывается, соль надо добавлять не сразу.

- Ваша активность в соцсетях не мешает работе по хозяйству?

- Сначала мои близкие тоже думали, что это ненужное хобби. Енешка спрашивала, почему я постоянно в телефоне ковыряюсь. А аташка, наслушавшись про пропаганду самоубийств в интернете, переживал, когда я лезла на крышу селфи делать: “Эй, келинка, ты там в телефоне не в “Синий кит” случайно играешь?”

Через год, когда у меня было 10 тысяч подписчиков, мне предложили прорекламировать детскую одежду. Честно заработанные полторы тысячи тенге я с гордостью показала мужу. Он рассмеялся: “И на что тебе этого хватит?” А я не раздумывая выпалила: “На все!”

Рекламодателям наше сотрудничество показалось выгодным, и они вновь обратились ко мне. Посоветовали мой аккаунт и другим предпринимателям. После этого я, естественно, подняла ставку до 5000 тенге. Пусть не миллионы, но нормальные деньги для домохозяйки, для женщины в декрете, которые она спокойно может получать раз в два-три дня. Меня это вдохновило, и я записалась на онлайн-курсы по видеомонтажу, по оформлению постов и сториз. Сейчас один мой пост стоит 30 тысяч тенге. И это для меня уже работа.

Могу похвастаться, что со временем мне удалось даже уговорить енешку сняться в модном ролике из ТikTok. “Давайте станцуем, будет весело!” - убеждала ее. Конечно, были сплетни, слова “уят” от того, что енешка танцует и шутит вместе с келинкой. Но потом и мои подписчицы, и народ из нашего аула поддержали этот тренд - келинки стали выкладывать посты с енешками.

Жаль, свекра не получилось уговорить станцевать! Но он тоже появляется у меня на фотографиях, на семейных видео, а потом с гордостью рассказывает, как его и апашку где-то в городе узнали, подошли и спросили: “Вы же аташка Аяу-келинки?”

Хочу, чтобы те женщины, кто следит за мной в Инстаграме, не теряли времени зря и тоже развивали свою деятельность на разных платформах в интернете. А то у нас многие келинки привыкли ныть, что все плохо, все их обижают, ничего не разрешают, но при этом сами ничего не хотят делать. А я знаю: никто не поможет, если сама не возьмешь себя в руки.

- Найдутся те, кто скажет, что вам просто повезло!

- А я расскажу им еще одну историю из своей жизни. Когда я приехала в аул, у нас тут не было салона красоты. Я вспомнила, что, будучи студенткой колледжа, подрабатывала, делая маникюр и педикюр. И вот накопила денег со своих декретных и заказала в Алматы инструменты для маникюра, гелевого покрытия ногтей, за 3000 тенге в месяц арендовала на центральной улице маленькую комнатку. Так я решила зарабатывать. Все крутили пальцем у виска: “Ой, что ты придумала? Зачем нашим келинкам маникюр? Кто на них в ауле смотрит?”

Первый месяц у меня действительно не было ни одного клиента. Но на вопрос домашних “Как прошел день?” уверенно отвечала: “Все отлично! Клиенты заходили, обещали, что в следующий раз обязательно сделают маникюр”. Потом я правдами-неправдами заманила к себе старшеклассниц, объяснила, что девушки должны быть ухоженными, и бесплатно сделала им маникюр. Девчонкам понравилось, они стали приводить подружек. Следом потянулись учителя. И перед выпускным вечером я не успевала всех обслужить - не только приводила в порядок их руки, но и делала им прически. Потом у меня стали обслуживаться все работницы нашей поликлиники и детсада.

А однажды в четыре утра раздался звонок: “Вы можете прямо сейчас сделать прически трем женщинам? Мы на кудалык собираемся, должны выехать в 9 утра, а городские салоны красоты в это время только открываются”. Моей дочери было тогда полгода, я отнесла ее апашке и по темной улице рванула на работу. Эти клиент­ки отблагодарили меня от души, оставили очень хорошие деньги и порекомендовали всем своим знакомым. Так я начинала двигаться к своей мечте. И до сих пор не останавливаюсь.

Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть