К мелодии на ощупь
Ольга ЛОНШАКОВА видит лишь силуэты и крупные предметы. Родилась такой и признается: никогда не знала, что значит видеть полноценно. Музыка в ее строгой гармонии и игривой легкости - ее жизнь. Как и школа. Ольга преподает музыку в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей имени Н. Островского. Сама, кстати, тоже местная выпускница. Выпорхнула когда-то во взрослую жизнь. Поступила в музыкальный колледж. И вернулась. Не потому, что не было альтернатив. Хотя это отчасти и правда. А потому, что поняла: здесь она нужнее.
Мы хотели провести с Ольгой день, чтобы понять, каково человеку, который не видит, добираться до работы, вести уроки, после заскочить в магазин и сочинить нехитрый (на шедевр нет ни сил, ни времени) ужин.
- Приготовьтесь тогда весь день просидеть за партой. Школа - самая яркая часть моей жизни, - Ольга смеется.
И лукавит. Ведь она композитор. Пишет музыку, в которой виден ее собственный мир. Музыка ложится в стол. Продвигать себя - это же так нескромно.
Ее должность называется красиво: концертмейстер-педагог. На ней все, что имеет отношение к шоу школьного формата: подготовка маленьких артистов, создание музыкальной канвы к выступлениям и, главное, обучение музыке ребят с проблемами зрения. Занятия факультативные. А вот отношение к ним самое серьезное. Ловко прыгать с бемоля на диез здешним воспитанникам нужно не для огранки личности. Музыка - хлеб. Поэтому для занятий ею в школе работает целое отделение.
- Нам непросто составить конкуренцию зрячим людям, - называет вещи своими именами Ольга. - Далеко не каждая профессия может быть доступна незрячему человеку. Сейчас активно развивается IT, и даже здесь нам непросто: все девайсы должны быть оборудованы целым спектром специальных программ и сторонних приложений. Так что самые популярные профессии - по-прежнему массаж или занятие музыкой. Мы приглядываемся к детям, отмечаем способности и помогаем выбрать то, что пригодится в будущем.
На столе перед Ольгой лежит пожелтевший от времени фолиант. Его страницы усыпаны выпуклыми точками. Проводя указательным пальцем по рельефной строчке, она читает текст. Очень быстро, скорее, чем если бы писали от руки, ученики конспектируют урок. Выходит шумно - с помощью специального прибора, позволяющего записывать текст шрифтом Брайля, ребята впечатывают в лист точки. Листы плотные, точно картон. Для письма нужно усилие. Пишут справа налево. А вот читают наоборот: перевернул лист - и готово. Говорят, что руки запоминают текст лучше, чем если просто на слух. Аудиокниге не заменить шелест страниц.
Освоить технику чтения и письма по методу Луи Брайля непросто. Те, кто потерял зрение в зрелом возрасте, зачастую оказываются лишенными любимой привычки к чтению. Но даже если и выучишь эту непростую грамоту, нужно будет еще постараться найти свежие книги. Например, пособие, по которому преподает своим ученикам теорию музыки Ольга, издано в 1977 году.
- Я тогда даже не родилась еще, - улыбается учительница. - Нотная литература для стран СНГ распечатывается сейчас в основном в России. Стоимость распечатанного листа гораздо выше, чем обычного, потому что процесс записи нотного текста отличается от зрячего. Ноты для брайлевского носителя набираются в специальных программах. К сожалению, в Казахстане недостаточно специалистов для этого и нет типографий, готовых выпустить нотную литературу значительным тиражом. Для этого нужна господдержка.
Издание литературы с брайлевским шрифтом - процесс очень дорогостоящий. Из-за особенностей размещения текста количество страниц в книге увеличивается вдвое. Недешево обходится и покупка специальных книг из-за границы, обычно из России. А уж с изданием литературы для незрячих на казахском языке ситуация и вовсе критическая. Ощутимые сдвиги можно будет почувствовать только в 2025-м - в этом году запланировано открытие первой в стране типографии, издающей книги для незрячих людей. Пока же библиотечный фонд для слепых и слабовидящих людей увеличивается лишь на два процента в год.
- Спасибо за урок! Он был очень даже интересным! - ставят свою оценку дети, собирая ученический скарб.
А потом, осторожно касаясь кончиками пальцев столов и стульев, покидают класс. Тут же снова распахивается дверь, и Ольгу окружает ребячья толпа - малыши пришли подготовиться к конкурсу талантов. Ольга любит детей - это из детства. Семья, в которой она родилась, была большая даже по нашим казахстанским меркам.
- У меня было пятеро братьев и пять сестер, - она даже говорит певуче. - А родители были незрячие. Это передалось и нам, детям. Шестеро из нас тоже имеют проблемы со зрением. Пять моих братьев и сестер окончили ту же школу, где я сейчас работаю. Мы сами из Тараза. На тот момент такой школы-интерната там не было, и родители отправили нас в Алматы. Нам вместе было легче - все же родная кровь.
А потом дерзкая южанка набралась духу и поступила в колледж. За обучение платила сама с пособий по инвалидности и подработок. На тот момент она была единственной в учебном заведении незрячей студенткой.
- Это первая взрослая трудность, с которой сталкиваются все наши дети. Ну нет в стране специальных средних и высших учебных заведений для незрячих. Представьте, вокруг люди, которые видят, а значит, в более выигрышном положении. Чтобы обойти их, нужно быть очень сильным и подкованным. Здесь многие и ломаются. Когда я поступала, группы обучения на русском языке не было - поступила на казахское отделение. А уже потом часть предметов шла на одном языке, часть - на другом. Трудно было? Ну, конечно! Представьте, в колледже нет специальной литературы для меня. Я все должна воспринимать на слух. А еще иногда с переводчиком. Убедилась тогда: самообразование - великая вещь. Не было бы стремления и дисциплины, вряд ли справилась бы, - признается Ольга. - Помогали однокурсники. А еще родные сестры и братья. Одна сестра до сих пор говорит: “Я с тобой окончила колледж, хотя и не поступала туда”. Она мне читала, помогала выбирать самую суть, диктовала лекции, которые я потом пересказывала преподавателям.
Они, к слову, к особенной студентке тоже всегда относились с пониманием. Не за диагноз. За усердие. За упертость. И хотя ничего не понимали в ее “шифровках”, ставили за музыкальный диктант ей отличные оценки.
- Пригодилась школьная муштра - читать и писать ноты по Брайлю. Зато я окончила колледж заочно, уже работая в школе и подрабатывая в аудиоредактуре, - рассказывает Ольга.
Живет она с сестрой и племянницей. Еще один член семьи - добродушный лабрадор Кокос, которого когда-то взяли в дом, чтобы воспитать из него собаку-поводыря. Не вышло. Избаловали любовью.
- Может быть, это мы бездарные кинологи, - смеется Ольга. - Но наш план провалился. Вообще, не развито у нас в Казахстане обучение собак-поводырей для незрячих. Это нужно нам, но абсолютно не нужно всем остальным.
И действительно, единственный в стране центр, где обучают собак-поводырей, талдыкорганский клуб, переживает сейчас не лучшие времена. Поддержка таких социальных проектов от государства ничтожно мала. А ведь необходимо не только приобрести собак, но и потратить силы на их содержание и обучение: научить прокладывать для человека путь без препятствий и луж, не реагировать на прохожих и животных. За границей собак-поводырей пускают и в общественный транспорт, и в магазины. У нас нет. Частенько еще и облаивают людей с собакой-поводырем: почему, мол, без намордника? Хотя он не положен по службе.
Домой и на работу Ольга добирается на инватакси, когда удается вызвать спецтранспорт. Не вышло - не беда, доедет и на автобусе.
- Не смогу разглядеть номер - спрошу у прохожих. На улице и в быту я очень самостоятельная. Чисто прибираю, веду как положено дом и вкусно готовлю, - говорит Ольга.
Кстати, девушка пока не замужем. И вовсе не исключает для себя возможности там побывать. Не все же в школе пропадать.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы