1983

Мейрамгуль ЖАНАСПАЕВА, учитель: Надо, чтобы мозги закипели!

Преподаватель русского языка и литературы из Семея Мейрамгуль ЖАНАСПАЕВА пришла работать в школу на заре становления независимого Казахстана. За 28 лет педагогической деятельности она стала проводником новых методов обучения и социальных проектов. Это позволило ей войти в десятку финалистов национальной премии “Учитель Казахстана” и номинироваться на глобальную премию “Учитель мира-2021”.

Мейрамгуль ЖАНАСПАЕВА, учитель: Надо, чтобы мозги закипели!

С 1997 года и по сей день Мейрамгуль ведет свой предмет в школе с казахским языком обучения. Даже трудности 90-х не заставили ее уйти из профессии.

- В 90-х годах школы столкнулись с острым кадровым голодом. Зарплату не выдавали месяцами. Даже педагоги, которые всю жизнь проработали в школе, вынуждены были стоять на базаре, - вспоминает Мейрамгуль Зарлыккановна. - За годы независимости государство сделало большие шаги в укреплении материальной базы школ, повышении зарплаты педагогам. Посмотрите, какие у нас красивые учебные кабинеты! Предметники, включая меня, обеспечены всем необходимым - от интерактивных досок до компьютеров с подключением к интернету. С улыбкой вспоминаю времена, когда думала, что никогда не смогу освоить компьютер. И уж тем более не могла представить, что разработаю электронный тренажер для самостоятельной работы учеников по русскому языку.

За годы независимости Казахстана ее предмет претерпел большие изменения. Подход к изучению русского языка и литературы в казахских школах стал другим. Если раньше это были два отдельных предмета, то теперь они объединены в одну учебную дисциплину “русский язык и литература”.

- Сначала мы удивлялись: как так можно? А потом пришло понимание, что это оправданная мера, - отмечает Мейрамгуль Жанаспаева. - Сейчас в школу приходит много детей, которые не говорят на русском языке. И такая методика, развивающая речевую деятельность от говорения к чтению, для них наиболее эффективная. Упор делается на развитие речи. За основу изучения языка берутся художественные тексты. Работая с кусочком текста, ребенок погружается в язык, ищет ключевые слова. И наступает момент, когда он начинает понимать смысл сказанного!

Мейрамгуль Зарлыккановна с задором объясняет, что “если появилось шевеление в голове, мозги начали закипать, то обязательно появится желание проговорить.” А чтобы это произошло, нужно разбудить у ребенка интерес.

- Наша конечная цель, чтобы читали и речь развивалась. И тут все уловки хороши! Однажды на уроке я внезапно перестала читать книгу на самом интересном месте. Дети хором просили дочитать до конца, но я была непреклонна: “Хотите знать, что будет дальше? Тогда вам в библиотеку!” И что вы думаете? Как только прозвенел звонок, ученики наперегонки понеслись в библио­теку! Взяв книжки, углубились в чтение в школьном коридоре.

В другой раз педагог-новатор предложила детям поиграть на уроке в “Умники и умницы”, где все задания были составлены по прочитанному произведению. Каково же было ее удивление, когда один мальчик с вызовом заявил, что отказывается участвовать в интеллектуальном состязании.

- Оказалось, он проиграл важные спортивные соревнования и у него развился страх перед любым конкурсом. Тогда я предложила ученику посидеть в зале в качестве зрителя. Но в ходе отборочных вопросов он так хорошо отвечал, что не заметил, как оказался на игровых дорожках, а потом и победителем игры.

Ученики Мейрамгуль Зарлыккановны регулярно побеждают на городских предметных олимпиадах и в творческих конкурсах. Сейчас много возможностей для углубленного изучения любого предмета, убеждена преподаватель.

- Есть республиканский проект “Читающая школа”. Задолго до его появления в нашей школе-комплексе №3 удалось внедрить два проекта - “Успешное чтение” и “Культура чтения” (это авторская программа Жанаспаевой, одобренная экспертным советом и рекомендованная к внедрению в Восточно-Казахстанской области. - М. Г.) В их рамках мы создали лофт-площадку REDx. Зрители - ученики вместе с учителями - сидят в полумраке. Свет прожекторов направлен на выступающего. Его задача - поделиться впечатлениями от прочитанной книги так, чтобы каждый, кто его слышит, захотел ее прочитать.

На таких площадках нередко встречается неординарное прочтение произведений классиков.

- Один ученик только-только начал говорить на русском языке, но не постеснялся перед полным залом поделиться своими мыслями о рассказе Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь”. Говорит: “Он всю жизнь прятался в своей норе. Так и умер, ничего не попробовав. Люди хотят разбогатеть, но боятся заниматься бизнесом. А нужно не бояться рисковать, чтобы в одиночестве и бедности не умереть!”, - рассказывает Жанаспаева.

- Как относятся к вашему предмету ученики? Они ведь прекрасно владеют государственным языком. Бывает, что заявляют: зачем мне изучать русский язык? - спрашиваю Мейрамгуль Зарлыккановну.

- Верите или нет, но ни разу с таким не сталкивалась. Дети говорят так: нужно обязательно знать русский и английский, потому что на них много информации в интернете. Если ты хочешь развиваться, нужно изучать другие языки. От старшеклассников слышала: “Наши ближайшие соседи - Россия и Китай. Нужно учить русский и китайский, чтобы развивать свой бизнес”.

- И снова бизнес!

- Да, современные дети такие! - смеется педагог. - У них упор на то, как делать деньги. Но это не значит, что нашим детям чужды моральные ценности. К примеру, ученики вместе со своими родителями и педагогами принимают активное участие в крупномасштабном проекте “Зеленая школа”. Все началось с обустройства во дворе школы парковой зоны для жителей нашего микрорайона. А потом дети стали активными участниками субботников, экологических акций и волонтерами движения за раздельный сбор мусора. В 2020 году наша школа стала лучшей экошколой рес­публики!

И в этом есть большой вклад Мейрамгуль Жанаспаевой. Талант­ливый педагог разработала программу интеграции учебных предметов с экологией, которая находится на республиканской экспертизе и проходит апробацию в школе.

- Государство многое сделало для повышения статуса педагога. Но все-таки, будет пользоваться авторитетом учитель среди своих учеников и их родителей или нет, зависит от него самого. Репутацию каждый делает сам, - заключает Мейрамгуль Зарлыккановна.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть