4415

Пять пунктов преткновения

Только ли водитель замерзшего на трассе КамАЗа виновен в смерти двух человек?

Пять пунктов преткновения
Кайрат САПАКОВ.

Два года назад в Восточном Казахстане страшная авария унесла две жизни. Тогда в замерзший на трассе большегруз врезалось такси. Единственным виновником смертельного ДТП суд признал водителя грузовика Кайрата САПАКОВА, нарушившего, по мнению Фемиды, четыре правила дорожного движения. Дальнобойщик же считает, что сделать его крайним на руку должностным лицам сразу нескольких ведомств. По его версии, это из-за их халатности и нерасторопности произошла трагедия.

Из материалов Кокпектинского районного суда Восточно-Казахстанской области следует, что 22 ноября 2019 года в 17.30 легковушка, двигаясь по международной трассе Омск - Майкапчагай в сторону села Кокпекты, столкнулась со стоявшим на проезжей части по пути движения полуприцепом. В результате ДТП скончались пассажирка и водитель такси, еще три человека получили травмы.

Суд пришел к выводу, что автоавария произошла по вине водителя большегруза, и приговорил Сапакова к пяти годам лишения свободы. Суд также удовлетворил гражданские иски пострадавших, предписав взыскать с осужденного за моральный вред 8 млн тенге.

Сапаков, который успел отбыть в семейской колонии 10 месяцев, не теряет надежды оспорить приговор. Апелляционная коллегия, рассмотрев его жалобу, оставила приговор без изменения. Впереди кассация.

- Я 16 лет прослужил в полиции, но в 2014 году был комиссован по состоянию здоровья, а на граж­данке пошел в дальнобойщики, - рассказывает Сапаков (его периодически выпускают из колонии минимальной безопасности по уважительным причинам, я встретилась с ним в ОО “Центр семьи”). - В тот злополучный рейс я срочно выехал утром 20 ноября 2019 года по заданию директора ТОО “Достык Жол Компани” Нурбола ТЫНЫШТЫКПАЕВА.

Вместе с Сапаковым в рейс, но на другой машине отправился Нурбол КУЛЕТАЕВ.

- В тот день стоял мороз под 30 градусов, и когда мы доехали до перевала Байбура под Кокпекты, начало прихватывать солярку. Один раз мне с напарником удалось ее разогреть. Но когда до Кокпекты оставалось три километра, солярка все-таки замерзла…

Вот именно с этого момента, по выводу суда, Кайрат Сапаков начал грубо нарушать правила дорожного движения, что в итоге привело к смертельному ДТП. Однако осужденный считает, что эти выводы спорны.

ервое: Сапаков не считает, что нарушил п.п. 12.1 ПДД “остановка и стоянка транспорт­ных средств допускается на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части дороги у ее края”, потому что как раз и выровнял фуру на своей полосе ближе к обочине на проезжей части. Об этом, по его словам, свидетельствует схема ДТП.

Суд признал виновным Сапакова и в нарушении п.п. 7.1.2 ПДД “аварийная световая сигнализация включается при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена”. Осужденный же утверждает, что сразу после вынужденной остановки грузовика включил аварийную световую сигнализацию, которая впоследствии погасла из-за севшей на морозе аккумуляторной батареи. Машина больше суток простояла в жутком холоде. После этого работа аварийки была технически невозможна.

Суд, в-третьих, счел, что водитель большегруза при вынужденной остановке в запрещенном месте не предпринял всех необходимых мер для отгона транспорта в безопасное место. Однако, по словам Сапакова, как только машина заглохла, он пытался это сделать, но безуспешно.

- Попробовал завести - не заводится. Стал ждать напарника, он ехал следом. Но от водителя проезжавшей фуры узнал, что Кулетаев сломался! Три часа ночи, мороз крепчает, на трассе никого. Я бы точно замерз в холодной кабине, если бы не появившийся неожиданно дальнобойщик, который подвез до Байбуры, где застрял Нурбол. После ночевки в его кабине мы добрались до кафе в Кокпекты. Там Нурбол со своего телефона начал обзванивать все службы - ЧС, районный отдел полиции, ДЭУ-29, акима села Кокпекты.

Распечатка звонков показала, что исходящие вызовы на номера вышеназванных органов и организаций шли с 11.00 до 16.00. Получается, об аварийной ситуации знали все. Но никто не среагировал. После этого Сапаков с напарником попытались отогнать большегруз с проезжей части.

- Мы купили топливо, на попутке доехали до моего КамАЗа. Я заменил фильтры, разогрел топливную и масляную системы. Теперь можно было попробовать завести двигатель машины от работающего аккумулятора. Мы попросили прикурить у проезжавшей фуры, но у нее оказался слабый аккумулятор, и двигатель не завелся… - тяжело вздыхает Кайрат.

До смертельной аварии оставалось несколько часов, еще можно было предотвратить трагедию. Сапаков остановил кортеж из трех легковушек, который ехал со стороны села Калбатау.

- Из первой машины вышла женщина, расспросила, какие аккумуляторы нужны, обещала что-нибудь придумать. Уже потом я узнал, что это была... руководитель ДЭУ-29 ТОО “Казахавтодор” МУХАМАДИЕВА. А в других машинах, которые ехали вместе с ней, были начальник административной полиции майор ОРАЗБАЕВ и представители компании “КазГерСтрой”, которой ДЭУ-29 передавало участок трассы на зимний период. Могли они помочь? Конечно! - восклицает мой собеседник. - Но помощи я так и не дождался, а в 17.30 все было кончено: такси влетело под полуприцеп моего КамАЗа… - тут же мрачнеет Кайрат.

- Почему все службы, зная, что уже двое суток замерзший большегруз создает аварийную ситуацию на международной трассе, ничего не предприняли для предотвращения ДТП? - задается вопросом Сапаков и тут же сам отвечает: - Я считаю, что руководители по ЧС, районного отдела полиции, ДЭУ-29 ТОО “Казахавтодор” и аким Кокпекты должны быть привлечены к ответственности по уголовной статье 371 “халатность”.

Из четырех нарушений ПДД, вменяемых ему судом, Кайрат признает только одно: после вынужденной остановки своего грузовика не выставил на проезжей части дороги со стороны на­и­большей опасности аварийный знак, что предписывает п.п.7.2 ПДД. Этого знака в машине, увы, не оказалось, поэтому, по словам Сапакова, он поставил позади заглохшей машины белую канистру - хоть какое-то предупреждение...

К слову, ни судом, ни органами досудебного расследования не установлено, что смертельное ДТП произошло именно из-за отсутствия аварийного знака. Изначально выдвигалась совсем другая версия: мол, в случившейся трагедии виноват таксист, потому что превысил скорость. Причем сами пострадавшие свидетельствовали в суде, что таксист ехал на высокой скорости - 90 км в час. Однако суд не усмотрел вины водителя легковушки в случившемся, отметив, что “допустимая скорость на этом участке 100 км в час”.

Между тем Кайрат Сапаков и другие свидетели утверждали, что на том участке был дорожный знак ограничения максимальной скорости до 50 км в час. Кстати, допрошенный в суде эксперт отметил: если бы таксист в момент начала торможения ехал со скоростью 44,2-46,9 км в час, то скорость его автомобиля к моменту приближения к полуприцепу большегруза была бы равна нулю. А значит, не было бы ни самого столкновения, ни гибели людей.

Однако суд отметил: “Наличие данного знака на момент совершения подсудимым ДТП не установлено”.

- На мой запрос ТОО “КазГерСтрой” ответило: “Информации о дорожных знаках на момент ДТП мы не имеем”! Но как такое может быть, если в то время, когда произошла авария,

ДЭУ-29 передавало участок автодороги международной трассы Омск - Майкапчагай “КазГерСтрою”, а вместе с ним 186 дорожных знаков? - вопрошает Кайрат.

Но пока все его вопросы остаются без ответа…

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть