Перегрел - плати
А слабо Казахстан... в тропики перенести?!
Штраф за прогрев автомобиля вновь стал горячей темой для обсуждения. С нового года сумма за первое нарушение выросла с 18 460 до 19 660 тенге, за повторное - до 39 320 тенге. Эта карательная норма (принятая в Казахстане, кстати, много лет назад), объясняют власти, направлена на защиту экологической среды, но многие автомобилисты считают ее несправедливой, особенно в условиях суровой зимы.
Сенатор Марат КОЖАЕВ (между прочим, бывший первый замглавы МВД) в четверг разъяснял журналистам в кулуарах, зачем нужен запрет на простой автомобиля с работающим двигателем дольше пяти минут.
- Все направлено на то, чтобы соблюсти экологические нормы. У нас очень загрязнены воздушные бассейны, особенно наших больших городов. Да, конечно, для того чтобы привлечь по этой статье, нужны неопровержимые процессуальные доказательства. В данном случае, наверное, видеосъемка, фиксация времени и так далее. И если это будет, значит, имеет место, что эти люди понесут наказание в административном порядке, - пояснил депутат, добавив, что аналогичные меры есть в развитых странах.
Однако автомобилисты считают, что сравнивать Казахстан, где зимние морозы доходят до -40 градусов, с теплыми странами некорректно. Казахстанцы активно обсуждают штрафы в социальных сетях:
“Маразм! В -30 пять минут для прогрева недостаточно!”
“В других странах таких морозов нет, это неравноценное сравнение”.
“А как быть с пробками? Кто оплатит штраф за час на морозе в заведенной машине?”
“Депутат, наверное, сам выезжает из теплого гаража. Пусть попробует прогреть машину в -40!”
“Тогда тех, кто стоит в пробке больше пяти минут, тоже надо штрафовать!”
Хотя некоторые граждане согласны с мерой: “Люди травят весь двор, особенно те, кто ставит машину под окнами”.
Третьи же предлагают компромиссные варианты типа: “Пять минут грею, выключаю, снова включаю. Так и штрафа не будет!”
Есть и те, кто задается вполне резонным вопросом, будут ли применять репрессивные нормы ко всем, намекая на двойные стандарты: “А будут ли штрафовать водителей, ожидающих своих шефов-чиновников перед Домом министерств?”, “Знакомый рассказывал, как ему пришлось полночи ждать в машине депутата, чтобы отвезти его от токалки домой. Естественно, машину он не выключал”.
В МВД заявляют, что запрет на “перегрев” не новый - он действует в правилах дорожного движения уже более 20 лет. Согласно пункту 88 ПДД, стоянка с работающим двигателем запрещена в населенных пунктах, если это доставляет неудобства жителям. А в пункте 122 отдельно указано, что в жилой зоне стоянка авто с включенным двигателем недопустима.
К слову, согласно этим же правилам дорожного движения, стоянка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой автомобиля.
В министерстве уточняют, что штраф в размере 5 МРП применяется только при наличии доказательств: это должна быть видеозапись длительностью свыше пяти минут с указанием времени и номера автомобиля.
“Вместе с тем органы внутренних дел не ставят перед собой цели массово штрафовать граждан за данное нарушение. Отмечаем, что дело об адмправонарушении по указанной статье возбуждается исключительно при поступлении жалоб граждан и наличии доказательств нарушения”, - говорится в сообщении МВД.
Однако эксперты отмечают, что проблемы климата в северных регионах страны требуют особого подхода.
Председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард ЭДОКОВ считает, что инициатива по усилению контроля над прогревом автомобилей выглядит формальной и неэффективной, особенно в климатических условиях Казахстана.
- В крупных городах, как Алматы, вопрос экологии действительно стоит остро: воздух загрязнен настолько, что это видно невооруженным глазом. С этим нужно что-то делать. Однако запрет на длительный прогрев машин выглядит как популизм, потому что его соблюдение в масштабах страны -
практически невыполнимая задача! - восклицает он. - В Алматы, например, зарегистрировано более 500 тысяч автомобилей. Кто будет замерять, сколько минут каждая машина стоит с заведенным двигателем? Для этого нужно миллион полицейских, которые будут сидеть с секундомером у каждого двора. Это невозможно. Скорее всего, власти просто проведут кампанию, выпишут несколько штрафов для отчетности, покажут это по телевидению - и на этом все закончится.
Эдоков указал на очевидное: на севере страны, где зимой температура частенько опускается до -30-40 градусов, пяти минут явно недостаточно:
- Люди прогревают машины не только для двигателя, но и чтобы салон нагрелся хотя бы до терпимой температуры. В условиях 30-градусного мороза человек просто не может находиться в промерзшей машине. Руки примерзнут к рулю, окна будут затянуты льдом, да и сам водитель рискует получить обморожение, - отметил эксперт. - А если нужно повезти куда-то детей?!
Эдоков предлагает адаптировать нормы к температурным условиям:
- Например, при минус 10 градусах можно разрешить прогрев машины до 10 минут, при минус 20 - до 15 минут. Нужно учитывать климатические особенности регионов. То, что работает в Алматы, где зима мягче, не подойдет для Астаны или Костаная. Перед введением таких мер следовало изучить опыт других северных стран. Может быть, кто-то уже сталкивался с такой проблемой и нашел эффективное решение. Поэтому над этим вопросом нужно думать, а не просто говорить… - высказался глава НАС.
А вот автоблогер Диас ВАЛИХАН придерживается, можно сказать, противоположной точки зрения. Он утверждает, что длительный прогрев автомобилей не приносит реальной пользы:
- Двигатель и салон действительно прогреваются, когда машина стоит на месте, но при этом трансмиссия, амортизаторы и коробка передач остаются холодными. Люди думают, что если двигатель нагрелся, то и машина готова к движению. Это ошибка. Масло в коробке и амортизаторах остается густым, а если начать движение резко, можно повредить эти системы. В итоге такие водители быстрее изнашивают свои машины.
По мнению Валихана, современные автомобили не требуют долгого прогрева даже при сильных морозах.
- Пяти минут прогрева более чем достаточно, я за это время успеваю убрать снег с машины. В исправной машине с хорошей печкой, чистыми радиаторами и фильтром салон прогреется достаточно быстро. Затем начните движение медленно, плавно, и авто быстрее выйдет на рабочую температуру. А стоять 15-20 минут с работающим движком - это просто трата времени и топлива, - считает автоблогер.
Остается добавить, что тема прогрева автомобилей зимой в Казахстане становится обсуждаемой ежегодно.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана