4977

А вас, больной…

Как у нашего коллеги сифилис искали, а мы благодаря этому выяснили, можно ли доверять товарищу Вассерману

А вас, больной…

Эта поучительная история началась в конце августа. Примерный семьянин и многодетный отец Виктор (реальное имя мы решили не указывать по этическим причинам) готовился к офтальмологической операции и сдавал анализы, среди которых была и хорошо известная в народе реакция Вассермана - именно с ее помощью долгие годы определяли, не болен ли пациент сифилисом. Вот она-то, зараза, и оказалась у Виктора положительной.

- Врач в поликлинике сказал, что мне нужно съездить в городской кожно-венерологический диспансер и там пройти тщательное обследование, - вспоминает Виктор, как все начиналось. - Сдал четыре вида анализов: два платных и два бесплатных. Бесплатные по счастливой случайности оказались хорошими, а два платных - плохими. Тогда я и услышал, что есть основание подозревать у меня сифилис. А раз так, нужно привести на обследование жену. У нас доверительные отношения, мне нечего от нее скрывать, тем более что я был на сто процентов уверен, что здоров, поэтому сразу все рассказал.

Но супруга нашего героя в кожвен не поехала (ей сложно вырваться - она сидит дома с маленькими детьми), а сдала анализы в ближайшей частной лаборатории. 31 августа результаты были готовы: все показатели отрицательные (впрочем, в этом супруги не сомневались).

- В кожвендис­пансере мне сказали, что этих анализов недостаточно, что у них делают более развернутую диагностику, и настойчиво рекомендовали прийти вместе с женой, - говорит Виктор. - Мне же объясняли: может быть, вы когда-то переболели, а это остаточные явления, поэтому такие анализы. Но у меня никогда не было сифилиса! Порекомендовали соблюдать диету и через месяц снова сдать анализы. В начале октября сами позвонили: спрашивают, почему жену не веду, сам не прихожу. Снова поехал в диспансер один, сдал кровь, одновременно сделал это в частной лаборатории. И опять “выстрелила” микрореакция - было незначительное превышение нормальных показателей. Но в частной лаборатории у меня диагноз не подтвердили, сказали, что это ложноположительный результат. А в кожвене говорили, что они делают более развернутую диагностику, и по-прежнему не исключили того, что у меня сифилис. Хотя жена повторно сдала анализы уже в другой частной лаборатории и снова все показатели были отрицательными.

На анализы Виктор и его супруга потратили около 30 тысяч тенге. Но, как уверяет мужчина, дело не в деньгах: главное - нервотрепка. Мало того что он не знал, кому верить, так еще до того довели, что в себе начал сомневаться.

- Это не самое приятное чувство, слышать, что у тебя может быть сифилис, - вспоминает он те ощущения. - Волокита длилась почти два месяца, и я, если честно, в себе стал сомневаться, на жену косо смотреть. Отгонял все эти мысли, но все равно осадок оставался. Нервы-то не железные! Всякое думал. Когда в первый раз приехал в диспансер, врач провела осмотр, убедилась, что симптомов сифилиса у меня нет, жена моя здорова. Вроде все. Нужно ставить точку. Но нет... Мне самому стало интересно докопаться до истины.

И нам тоже стало интересно. Я сознательно не перечисляю ни названия, ни показания тех анализов, которые за это время сдал Виктор. Тем более что для человека непосвященного в них содержится примерно столько же информации, сколько в рунических письменах. Нашла независимого специалиста, который мог бы расшифровать эту китайскую грамоту.

Он рассказал, что не так давно протоколы лечения сифилиса изменили, и реакция Вассермана сейчас вообще не учитывается при постановке диагноза. Да и ситуация с нашим коллегой вовсе неуникальная - много таких, якобы болезных, было. Дескать, и исключили микрореакцию из протокола, чтобы не было подобных хождений по лабораториям. А герой наш здоров, в смысле не совсем, конечно, иначе этот анализ не давал бы никаких показаний, но если и болеет, то точно не сифилисом. Правда, давать комментарий отказался: мол, неэтично это.

Второй эксперт, который тоже согласился пообщаться только не под запись, был другого мнения:

- Если судить по анализам, которые сделали в кожвендиспансере, у пациента можно заподозрить диагноз, и дело не только в микрореакции. А если по тем, что дали частные лаборатории, он здоров. Но вот только спектр исследований там и там разный, так что и сопоставить их на сто процентов нельзя.

В общем, целый медицинский детектив с развязкой в лучших традициях жанра. Пока я все это выясняла, коллега поехал в городской кожно-венерологический диспансер, где с ним еще раз поговорили специалисты и выдали справку, что он здоров. Даже дополнительные анализы сдать не попросили. Вот такое счастливое совпадение. Случайное, конечно. Что это было и было ли вообще, видимо, так и не узнаем.

Мы, конечно, рады, что все так благополучно разрешилось. Но все же решили выяснить, так, на всякий случай, как же сейчас диагностируют сифилис.

- В 2019 году мы изменили клинический протокол лечения венерических заболеваний, приведя его в соответствие с международными стандартами, - прокомментировал заместитель директора по лечебной работе Казахского научного центра дерматологии и инфекционных заболеваний Асылхан АБИШЕВ. - Он был одобрен медицинской комиссией 29 марта 2019 года. В начале октября появился на сайте Республиканского центра развития здравоохранения. Впервые о том, что произошли такие изменения, мы говорили в мае 2019 года на конгрессе дерматологов. И в дальнейшем при каждой возможности мы рассказывали об этом врачам во всех регионах Казахстана. Основные изменения касаются перевода тактики лечения со стационарных методов на амбулаторные, кроме этого конкретизированы методы диагностики.

- Давайте об этом подробнее. Насколько я понимаю, так называемая реакция Вассермана теперь не является методом диагностики, как это было раньше.

- Да, все верно. Микрореакцию вывели из ранга подтверждающих исследований, переведя ее в ранг отборочных.

- То есть, по большому счету, реакция Вассермана вообще не должна использоваться при диагностике сифилиса, как это было?

- На данный момент она используется как скрининговая. Это недорогой метод, позволяющий на начальном этапе выявлять людей, которые, возможно, страдают этим заболеванием. И происходит это, как раньше: человек приходит, допустим, в поликлинику, у него берут кровь на анализ, и если видят какие-то отклонения от нормы, отправляют для дальнейшего обследования к специалистам. Но, повторяю, для постановки диагноза используются другие методы исследования. Врачи должны провести комплекс серологических реакций, осмотреть пациента и, если нет никаких клинических поражений, написать ему справку о том, что он здоров. На показания реакции Вассермана могут влиять состояние внутренних органов, какие-то простудные заболевания, у женщины это может быть связано с беременностью.

- Все ли врачи знают о новых протоколах лечения?

- Эти документы есть в открытом доступе, их обсуждали в медицинском сообществе, поэтому врачи, конечно, знают об изменениях. Но надо учитывать и то, что клиники будут постепенно переходить на новые методы исследования. Не все смогут это сделать сразу, ведь им нужно будет давать заявки на реактивы и реагенты.

Так что имейте в виду. И не болейте, конечно. Ничем.

- Скажите, в государственных клиниках должны принимать к сведению результаты анализов, полученные в частных лабораториях?

- Нет нормативной базы, в которой было бы указано, что врач государственной клиники не может доверять анализам, сделанным в частной. Поэтому, конечно, все данные должны учитываться. Хотя с чисто человеческой точки зрения я не могу исключить, что у кого-то может возникать недоверие.

Оксана Акулова, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть