4296

Одна дорога для всей семьи

Асылбек приветствует рабочих вагонно-ремонтного депо.

Асылбек приветствует рабочих вагонно-ремонтного депо.

Братья и сестры РЫСПАЕВЫ все детство провели в вагонном депо - наблюдали за тем, как отец Мусильбек сваривает различные детали, прикручивает болты, выпускает на рельсы готовые вагоны. С ранних лет их пленила романтика железной дороги, поэтому они связали с ней свою профессиональную деятельность. И вот уже четвертое поколение трудовой династии Рыспаевых носит гордое звание железнодорожников.

Первым на железную дорогу пришел Курман РЫСПАЕВ еще в начале двадцатого века. Его сын Мусильбек продолжил дело отца. 24 года он трудился в вагонном депо станции Курорт - Боровое в городе Щучинске. Всем своим детям он привил любовь к железнодорожному делу, дал высшее образование и, пока был жив, гордился их трудовыми заслугами. Трое его сыновей - Аманжол, Слямбек и Асылбек - получили звание почетного железнодорожника Казахстана. Да и остальные дети и внуки добились немалых высот, внося вклад в развитие железнодорожной отрасли страны.
Асылбек Рыспаев начал работать в хозяйственной бригаде вагонного депо еще шестнадцатилетним парнишкой. Его первым учителем стал, конечно, отец. Он показывал, как правильно паять, сваривать, прикручивать детали для вагонов, привил ответственное отношение к труду. Асылбек прошел все ступени профессионального роста: работал учеником слесаря-автоматчика, слесарем в различных цехах, бригадиром, мастером, старшим мастером. В 2000 году, когда в Щучинске создали 34-е Курорт-Боровское экс­плуатационное вагонное депо, Асылбеку предложили должность заместителя начальника. В 2002 году за долголетний добросовестный труд ему присвоили звание почетного железнодорожника Казахстана. Но позже по состоянию здоровья Асылбек оставил руководящую позицию и стал старшим приемщиком вагонов.
- Я отвечаю за качество вагонов после их ремонта. Только после подписи приемщика вагоны отправляются на пути общего пользования. Это большая ответственность, ведь железная дорога ошибок не прощает. Поэтому мы в первую очередь должны обеспечить безопасность, - говорит Асылбек Рыспаев.
Золотое правило для него - доб­росовестное отношение к своим обязанностям. Железнодорожник делает все, чтобы до очередного ремонта вагон прошел свой путь без сбоев. Вагон прослужит все 32 года, как положено, если будет проходить регулярный качественный ремонт, отмечает Асылбек. Свой рабочий день он начинает с обхода цехов вместе с мастерами. Проверяет дефектоскопы, осматривает вагоны на предмет исправности, определяет, какие детали заменить, отремонтировать или выбраковать. За день минимум восемь раз обойдет все цеха, запишет в блокнот замечания, потом озвучит их на общей планерке. Железнодорожник Рыс­паев переживает за каждый болтик и шурупчик, скрупулезно осматривает их, дает советы слесарям. В депо его уважают, каждый постучится в кабинет, поздоровается, спросит совета и с улыбкой идет на рабочее место.
К своему труду у Асылбека творческий подход, за 46 лет работы он внес немало новаторских предложений. Когда работал мастером в механическом цехе, вместе с коллегами автоматизировал многие процессы, исключив ручной труд. Теперь слесарям не приходится ворочать тяжелые детали. Вместе осваивали переход от скользящих вагонных подшипников к роликовым. Железнодорожная отрасль постоянно развивается, растет протяженность путей, на соответствующем уровне должен быть и ремонт вагонов. Поэтому Асылбек постоянно совершенствует свое мастерство. В мае этого года он посетил курсы повышения квалификации в новом учебном центре АО “НК “Казахстан темир жолы” в Астане.
- Прекрасный учебный центр, оснащен компьютерами и всей необходимой техникой. Там преподают настоящие профессионалы, - говорит Асылбек.
Его сын Алибек РЫСПАЕВ пошел по стопам отца. Начинал со слесаря, постепенно дорос до приемщика вагонов. Отец гордится своим чадом за то, что он “очень грамотный, все схватывает на лету, прислушивается к старшим”.
- Мне приятно, что о нем хорошо отзываются. Ему сейчас 27 лет - за это время я ни разу на него не повысил голос. С детства прививал ему такие качества, как честность и любовь к труду, - делится Асылбек.
Алибек хорошо учился, занимался спортом, стал кандидатом в мастера спорта по боксу. Он объездил весь Казахстан, был в России, занимал призовые места. Его приглашали в Алматы в олимпийскую сборную Казахстана. Но отец не отпустил сына, пожелав, чтобы тот стал профессионалом в железнодорожной сфере. Сегодня ни Асылбек, ни Алибек не жалеют, что приняли такое решение. Дочь Асылбека Аспет РЫСПАЕВА хоть и получила аграрное образование, решила не прерывать трудовую династию. Уже пять лет она работает инженером станции дальнего следования в Караганде.
Асылбек бок о бок работает со своим младшим братом Темирбеком РЫСПАЕВЫМ, директором по производству ТОО “Вагонно-ремонтное депо “Бурабай”. Он начинал свой путь с простого рабочего, несколько лет был проводником, инструктором, потом дорос до начальника отдела и директора. Его жена Актамак тоже железнодорожник - работает диспетчером в том же депо, что и супруг. А их сын Ильяс стал главным специалистом в компании “Казтемиртранс”.
Темирбек Рыспаев не считает себя строгим руководителем, но однозначно требовательным. Никогда не простит своих сотрудников за пьянство и прогулы. У него в подчинении более трехсот человек, к каждому он пытается найти индивидуальный подход. А общие принципы работы обозначает на совещаниях, ежедневных планерках.
- Своим сотрудникам я постоянно говорю: слово приемщика вагонов для вас закон. С каждого требую знание инструкции. В работе железнодорожника есть три самые главные инструкции, мы их называем “три кита”. Это правила технической эксплуатации, правила ремонта вагонов и технологические процессы. Незнание этих инструкций не освобождает специалиста от ответственности, -
твердо говорит Темирбек Рыспаев.
Чтобы сотрудники могли постоянно совершенствовать свои навыки, руководство ТОО “ВРД “Бурабай” осваивает новые виды ремонта вагонов, вводит современные технологические процессы, отмечает Темирбек. Например, если раньше в депо делали только полувагоны, зерновозы, платформы и крытые вагоны, то сейчас освоили фитинговую платформу для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Научились ремонтировать хопердозаторные вагоны, которые необходимы для путеремонтных работ. Кроме того, бурабайские железнодорожники освоили капитальный ремонт с продлением срока службы, ремонт рефрижераторных вагонов. А сегодня постепенно осваивают цементовозы. Темирбек с радостью рассказывает, как постоянно улучшаются условия труда на их предприятии. Сейчас, например, там ремонтируют кровлю, меняют окна во всех цехах.
Даже, казалось бы, из самых сложных ситуаций Темирбек Рыс­паев находит выход. В начале этого года основной заказчик вагонно-ремонтного депо снизил заказы, и работа практически остановилась. Но руководство депо никого не отправило в административный отпуск, а нашло частных заказчиков, в том числе из России.
Асылбек и Темирбек Рыспаевы с гордостью рассказывают о своих родственниках, также связавших свою жизнь с железной дорогой. Их старший брат Слямбек сначала работал слесарем. Позже поступил в Омский железнодорожный институт. Дорос до заместителя начальника депо. Потом Слямбека Рыспаева пригласили в Астану, где он стал директором департамента вагонного хозяйства АО “НК “Казахстан темир жолы”. На благо АО “НК “КТЖ” также трудится сестра Рыспаевых Мереке - бухгалтером в департаменте перевозок. А самую высокую должность в династии Рыспаевых занимает младшая сестра Карлыгаш, она директор экономического департамента АО “НК “КТЖ”.
- Все мы устраивались на железную дорогу сами, без какого-либо блата, годами зарабатывали себе имя, - делится Асылбек Рыспаев.
- У меня были хорошие учителя - Михаил КОЗЛОВ, Николай ЧЕРНОВ, Азат ТУХАТУЛЛИН. Настоящие профессионалы, очень корректные и строгие. Я многому у них научился, в том числе основным человеческим принципам. Но самый главный наш учитель - это отец. Ведь именно он привил всем членам нашей семьи любовь к железной дороге, на которой члены нашей семьи в общей сложности отработали уже более 300 лет, - заключает Асылбек.

Асылбек (справа) и Темирбек РЫСПАЕВЫ.

На снимке (слева - направо): Айнагуль (дочь Мереке), Карлыгаш, Асылбек, Жайнагуль (дочь Мереке).

Мать Рзыкия РЫСПАЕВА, отец Мусильбек РЫСПАЕВ и внук Ильяс.


Лэйла БАСАРОВА, фото автора и из личного архива семьи РЫСПАЕВЫХ, Щучинск

31.07.2013

Поделиться
Класснуть

Свежее