4208

Копилка железнодорожников Кусубаевых

Почти каждый в большой семье Кусубаевых, придя работать на железную дорогу, вносит свой вклад в своеобразную копилку. У них на счету каждый год, отданный профессии: на сегодня династия Кусубаевых проработала в родной отрасли 337 лет.

Эту одну из самых больших на железной дороге династий основал Куаныш КУСУБАЕВ, который родился в 1907 году. Он начинал с самых низов: сначала был путевым обходчиком, потом дежурным стрелочного поста. Работал, не жалея себя, и от других требовал того же. Во время войны остался на железной дороге. Последнее отдавал фронту. Жизнь, как и у всех в те времена, была непростой, но Куаныш никогда не жаловался.
- Дедушка был очень строгим, честным и ответственным, - вспоминает одна из представительниц династии Гульнара КУСУБА­ЕВА (на верхнем снимке). - Он все делал по правилам и от окружающих требовал того же. Поэтому у всех Кусубаевых такая закалка: мы люди волевые и упорные. Правда, нам, внукам, дед никогда не рассказывал о работе, может быть, считал, что не доросли еще. Он вообще не любил сантиментов, это закалка железнодорожника, полученная в самые трудные времена.
Куаныш Кусубаев проработал на железной дороге 46 лет. Разъезд был его домом и в прямом, и в переносном смысле, сюда же пришел и старший сын Куаныша Тайстар. Шел 1945 год. Победа. Голод. Разруха. Чтобы выжить, 18-летнему парню приходилось работать не покладая рук. Сначала он был дежурным стрелочного поста, потом дежурным по станции, а позже стал ее начальником.
- В детстве я очень любила ходить на работу к отцу, приносила ему обед и могла просидеть рядом с ним несколько часов, - вспоминает Гульнара. - Все время разглядывала пульт-табло, на котором отражалось движение поездов. Уже тогда я подмечала, что делает отец, и пыталась вникнуть во все тонкости его работы. Видела, что это тяжело, но очень хотела научиться так же, как и другие железнодорожники, управлять движением поездов. Железная дорога была моим увлечением.
Гульнара любила выходить вместе с отцом на перрон и встречать поезда. Она и сейчас вспоминает, какая у папы была красная фуражка, которую в то время носили дежурные по станции.
- Как же она мне нравилась, - улыбается женщина. - Все время хотелось примерить ее, но папа не позволял - на железной дороге строгие правила. Но все же я добилась своего. После окончания училища приехала работать на станцию, и мне выдали такую же - красную - фуражку. Когда я ее надевала - была самым счастливым человеком, мне больше ничего не нужно было.

Тогда Гульнаре было всего 18 лет. Сразу после школы она окончила училище и приехала на пятидесятый разъезд Актюбинского отделения дороги, на котором ее отец был начальником. Но работать рядом с требовательным отцом было не так просто.
- Папа был грамотным человеком, и опыта у него было предостаточно, - рассказывает женщина. - В трудных ситуациях он мог дать совет не только мне, но и, например, видавшим виды поездным диспетчерам, которые считаются элитой железной дороги. Однажды отец исправил работу одного из таких специалистов, из-за действий которого могло произойти ЧП. Папа спорил с ним, отстаивал свое мнение и в результате сделал так, как сам считал нужным. И оказался прав. После этого его стали называть “отец ПТЭ” (правил технической эксплуатации железных дорог).
Для Гульнары это были романтические времена. Молодость, пролетающие поезда, интересные люди и новые знакомства. Девушка и ее коллеги устраивали шуточные соревнования: считали, кто больше поездов пропустит за смену и, конечно, с удовольствием общались с проезжающими через их станцию коллегами. Одна из таких случайных встреч перевернула жизнь юной железнодорожницы.
- У нас на разъезде стоял пассажирский поезд Москва - Душанбе, - рассказывает Гульнара. - В нем ехал дорожный диспетчер, фамилию которого я сейчас даже не вспомню. Он зашел в помещение дежурного по станции, где я сидела, и стал меня расспрашивать о жизни, о том, как попала на железную дорогу. А потом предложил: “Хочешь работать в отделении дороги? Нам нужны молодые кадры”. Это был невероятный карьерный рост - перебраться с небольшого разъезда на крупную станцию. Я сразу согласилась, но нужно было получить согласие отца.
А это было непросто. Зная крутой нрав папы, Гульнара не сразу решилась рассказать отцу о судьбоносной встрече. Но все же, собрав силы в кулак, она призналась, что хочет учиться дальше и расти. Отец, конечно, все понял и поддержал любимую дочь.
- Для отца мое решение уехать было шоком, - признается Гульнара. - Он повторял: “Я лишился правой руки”. А когда уезжала, плакал.
С этого момента карьера Гульнары пошла в гору. Сначала она окончила Актюбинский техникум железнодорожного транспорта, а потом и Казахскую академию транспорта и коммуникации. Работала помощником дежурного по отделению железной дороги, была поездным диспетчером... Было много специальностей и должностей, сейчас Гульнара Тайстаровна - главный специалист специального управления филиала АО “НК “КТЖ” - “Дирекция магистральной сети”. Но все же больше всего она любит вспоминать о временах, когда была поездным диспетчером, человеком, который управляет движением поездов. Именно от этих людей зависит безопасность всех пассажиров и грузов. Работа интересная, но трудная и очень ответственная и, как чаще всего говорили Гульнаре, совсем не женская. Весь день в напряжении, иногда столько поездов, что нет ни одной свободной минутки, а под вечер смертельная усталость.
- Я очень любила эту работу, - признается железнодорожница. - До сих пор скучаю по тем временам, иногда смотрю, как сегодня работают поездные диспетчера - им проще, чем нам когда-то. Сейчас все автоматизировано, везде компьютеры, и поездов не так много.

Работа поездным диспетчером помогла Гульнаре поставить на ноги семь младших братьев и сестер. Когда не стало их отца, самой маленькой из ее сестер было всего 10 лет. А самой Гульнаре - 25. Она брала дополнительную работу, откладывала каждую копейку и, как сейчас говорит, только благодаря железной дороге смогла помочь своим близким. Дала всем младшим образование, и они тоже стали железнодорожниками.
Например, одна из младших сестер Гульнары, Саида, пришла на железную дорогу в 1981 году. На родной - пятидесятый - разъезд их отца, которого в то время уже не было в живых. Несмотря на заслуги родственников, Саиде пришлось начинать с самых низов. Она была монтером пути, дежурным по станции. Позже окончила Актюбинский техникум железнодорожного транспорта и стала инженером на станции Жинишке Актюбинского отделения дороги. Дочь Саиды Жанна тоже пошла по стопам деда и мамы. Она училась в Казахской академии транспорта и коммуникации и теперь работает оператором при дежурном по станции. И таких историй в семье Кусубаевых хоть отбавляй. Например, железнодорожником стал один из племянников Гульнары - Арман.
- Его родители не были железнодорожниками, - говорит женщина. - А он решил внести свой вклад в общую копилку Кусубаевых. Арман - представитель четвертого поколения нашей династии, правнук Куаныша Кусубаева. Он работал простым дежурным стрелочного поста на станции Жем, а когда окончил техникум, стал составителем поез­дов, сейчас дежурный по станции.

- Гульнара, как вы думаете, ваши братья и сестры стали железнодорожниками из-за того, что там уже работали вы: могли помочь, пристроить?
- Нет, на самом деле это не так. Они видели, как работали отец, я. Понимали, что железная дорога - это стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Неизвестно, как бы сложилась наша жизнь, если бы не моя профессия. Когда мы собираемся все вместе, разговоры только о железной дороге. Обсуж­даем работу. Спорим. Доказываем. Окружающие смеются: “Все, Кусубаевы собрались, не железнодорожникам здесь нечего делать”. Любовь к своей профессии у нас в крови, она передалась от деда и отца.
Единственный сын Гульнары не стал железнодорожником, хотя она этого очень хотела. Теперь женщина надеется, что по ее стопам пойдут его дети, внуки Гульнары. Она мечтает, что династия Кусубаевых будет продолжаться и продолжаться, жить до тех пор, пока есть железные дороги.

Ольга СТЕПАНОВА, Алматы

26.06.2013

Поездной диспетчер Гульнара КУСУБАЕВА, 80-е годы.

На снимках (выши и ниже) четыре сестры: Саида, Жанна (верхний снимок), Гульнара, Фарида (нижний снимок).

Большая железнодорожная семья в сборе.

Поделиться
Класснуть