7981

Айгуль СОЛОВЬЕВА, депутат мажилиса: Я тоже шваброй и лопатой махала

Когда общество ничего не хочет слышать, у власти не остается ни сил, ни аргументов

- Айгуль Сагадибековна, за время работы парламента 5-го созыва глава государства впервые вернул законопроект на доработку. Одна из причин, как сказал сам президент, “неуклюжие” действия правительства и Национального банка. А вина депутатов здесь есть?
- Я не вижу вины депутатов. Правительство внесло нам законопроект “О пенсионном обеспечении в РК”, и мы, несмотря на все дебаты, дискуссии, вынуждены были одобрить его. Ведь решение о поэтапном повышении пенсионного возраста женщин появилось еще в 1998 году, когда внедрялась накопительная система. Необходимость срочной реализации этой идеи назрела именно в этом году. Об этой проблеме лишь напомнил глава Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО, но общество и правительство почему-то сделали из этого сенсацию. Непопулярные пенсионные преобразования планировались, когда стало ясно, что женщинам 70-80-х годов рождения просто не из чего будет платить пенсию. За все просчеты должно отвечать не только нынешнее правительство, но и прежние кабмины. Карта занятости “50+”, которую разработали совсем недавно, должна была действовать еще с 1998 года - сегодня бы мы не сталкивались с проблемой, когда женщины предпенсионного возраста не могут найти работу. Нынешнему кабмину просто не повезло, что именно на их срок пришлась реализация пенсионной реформы. Поэтому несправедливо делать виноватым только Серика Абденова.

- Ваша коллега Дарига НАЗАРБАЕВА заявила журналистам: мол, депутаты всячески сопротивлялись принятию пенсионных законопроектов, но Серик Абденов “был неумолим”. Эти слова вам не кажутся странными, после того как депутаты почти единогласно высказали “одобрямс”…
- Все основные баталии у нас происходят не на пленарных заседаниях, а в рабочих группах. На них мы спорили с Абденовым, сопротивлялись некоторым пунктам законопроекта. Но ведь он представитель команды правительства, и если там на общем совещании принято решение, министр по своей субординации и полномочиям не может ему противоречить. Сложившуюся ситуацию можно сравнить с тем, когда отец семейства приходит домой и говорит, что им не на что жить, остается только единственное пособие. И неужели кто-то из членов семьи швырнет в него яйцо? Министр экономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ когда-то тоже оказался в опале у общественности. Но потом я от врачей слышала, что, оказывается, он был во многом прав. Неприятности его закалили, он заматерел, и теперь попробуй с ним в дебаты вступи! Он отразит любой удар грамотными аргументами. Думаю, у Серика Абденова тоже будет такая возможность. Он прошел отличную школу и к пережитому должен относиться позитивно.

- Дарига Назарбаева считает, что он не справился со своей задачей.
- В рамках своих обязанностей он справился. У него была очень интенсивная работа, каждый день надо было объяснять обществу непростые вещи. Во время рабочих поездок в регионы я в течение десяти дней выходила на публику от 100 до 300 человек и разъясняла пенсионную реформу. Хорошо помню, как на десятый день мне просто хотелось сказать “да потому что потому что!”. Когда задают одни и те же вопросы, идет непонимание общества, которое изначально ничего не хочет слушать - тогда уже не остается ни сил, ни аргументов!

- Потому что вы встречались с женщинами, которые, как правило, работают в сложных условиях, и у них тоже нет сил вкалывать до 63 лет.
- Знаете, я ведь не родилась в парламентском кресле! Я подрабатывала и уборщицей, и на Карагандинском металлургическом комбинате лопатой кидала шлаки при высокотемпературном режиме! Я работала во вредных условиях - с кислотой, фосфатами, фтором. Но когда начались рыночные отношения, когда я поняла, что мой труд не оплачивается достойно, я пошла в бизнес. Многое зависит от того, как относиться к своему труду. Когда я была на встрече с населением в Костанае, женщины очень многих специальностей заявляли, что работают в тяжелых условиях. Телефонистки, журналистки, врачи, педагоги… Да и я могу сказать, что работа у меня не из легких. Например, чтобы внести одно слово в законопроект, надо перечитать массу других законов. А если ты вносишь целую статью, то надо корпеть над документами ночами. В парламент я пришла в 55 лет, когда другие уже просятся на пенсию. Возраст, который называется пенсионным по нынешнему законодательству, я прошла. Но хочу быть конкурентоспособной, постоянно развиваюсь, и это дает мне силы. Во всех развитых странах пенсионный возраст мужчин и женщин унифицирован, поэтому я вообще удивилась всем этим спорам и общественным протестам. А Россия… Вот увидите - пройдут президентские выборы, и там тоже заговорят о повышении пенсионного возраста женщин.

- Президент поручил отложить повышение пенсионного возраста женщин до 1 января 2018 года. Что изменится за это время? Женщины станут дольше жить?
- Думаю, это сделано для того, чтобы настроения в обществе “устаканились”. Чтобы народ свыкся с этой мыслью и изменил свое отношение к непопулярной сегодня мере. Стоит непростая задача: снять стереотип о том, что женщины - это слабая половина человечества и поэтому у них должно быть больше льгот.

- Как за четыре года переломить сознание народа?
- Для этого нужно привлекать общественность, НПО. Многие, в принципе, скептически относятся к возможности эффективного диалога власти и общества - а зря. Приведу пример. Когда я была на Гражданском форуме в Мангистау, директор местного департамента здравоохранения рассказала, как НПО смогли наладить работу с оралманами. Многие из переселившихся на историческую родину не ходили к врачам во время беременности. В результате - высокая детская смертность, различные патологии. Тогда директор департамента здравоохранения выделила 300 тысяч тенге одной неправительственной организации на профилактические беседы с оралманами. И НПО смогла решить поставленную задачу - женщины буквально толпами стали ходить на медицинский осмотр! А все потому, что представители “третьего сектора” смогли объяснить всем людям на простом языке, разговаривая с каждым индивидуально. Наше правительство должно пойти по такому же пути. Собрать НПО, выделить им ресурсы, чтобы они начали разъяснительные беседы с общественностью по поводу пенсионной реформы. В одиночку правительство не справится с этой задачей.

- И как тогда простым языком разъяснить заявление Марченко, который говорит, что к 2023 году бюджет страны столкнется с дефицитом в 19,6 миллиарда долларов, если не ввести по­этапное повышение пенсионного возраста женщин. Люди считают, что Казахстан - потенциально богатейшая страна, природные ресурсы которой не должны позволить дойти до таких крайностей...
- Как сказал сам Марченко, если мы оставим все, как есть, у нас к 2032 году кончатся бюджетные деньги, а в 2042 году истощится весь Национальный фонд. Нет ничего неисчерпаемого. 60 процентов казахстанского бюджета идет на социальные выплаты. И если мы допустим расточительство, то просто оставим народ без различных льгот.

- Недавно вы предложили запретить госслужащим приватизировать государственные квартиры и исключить их из единого классификатора граждан, стоящих в очереди на получение жилья. Чиновники явно не обрадуются этому - ведь многие из них тоже годами ждут своей очереди.
- Если это госслужащий, у которого низкая зарплата, пусть остается в этом реестре. Но есть госслужащие, у которых зарплата 300 тысяч тенге. И что - они должны стоять в общей очереди с инвалидами, сиротами?! А таких чиновников порядка 50 процентов в общем реестре! Если мы не исключим их и не запретим им приватизировать госжилье, то действительно нуждающиеся граждане будут ждать свои квартиры десятилетиями.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана, e-mail: ast@time.kz

20.06.2013

Поделиться
Класснуть