6321

Они выполнили свою работу

С какими трудностями столкнулись в Турции казахстанские спасатели

Они выполнили свою работу

Они вернулись на родину — в Алматы и Астану — двумя спецавиарейсами с разницей в одни сутки. Доставивший на родину первую группу Ил-76 загрузили около 55 тоннами гуманитарной помощи, и он вылетел в Газиантепе за второй группой. Сегодня наши спасатели уже дома, в кругу родных и близких.

Вторую группу наших спасателей встретили в столичном аэропорту их родные, близкие, друзья, коллеги, а также министр по ЧС Юрий ИЛЬИН и посол Турции в Казахстане Уфук ЭКИДЖИ. Они поблагодарили каждого из спасателей за проделанную нелегкую работу.

А корреспонденты нашей газеты встречали первую группу казахстанских спасателей в аэропорту Алматы.

…На грузовом перроне волнующее оживление: родные и сослуживцы спасателей, волонтеры, журналисты. Наши ребята пробыли в Турции около двух недель – бесконечно долго для близких. Но этот срок довольно приличный и по международным меркам: если спасательная операция в таких опасных условиях затягивается, даже у бывалых бойцов происходит выгорание – физическое, моральное.

В прилетевшей в Алматы группе 38 человек – пятеро из Центра медицины катастроф, остальные из Республиканского оперативно-спасательного отряда (РОСО).

А еще – гражданские. Казахско-турецкая семья (пожелавшая не называть своих имен) оказалась едва ли не в эпицентре разрушительного землетрясения. Выжили все. И даже дом их уцелел – он был спроектирован под 10-балльное землетрясение. Но о пережитом супруги говорят с содроганием, больше всего волнуются, как этот шок скажется на детях.

Аплодисменты. Объятия. О том, насколько тяжелой была работа спасателей, и говорить не нужно, все ясно по глазам. Устали спасатели безумно – перед вылетом совсем не было времени на отдых. Так же, как и в первые дни по прибытии на место – нужно было развернуть лагерь. Смена спасателей длилась по 16 часов. Работали наши в трех городах — в Газиантепе, Хатае и Нурдагы.

- Первым делом, вернувшись домой, я обниму своих детей – у меня три дочери, - признается спасатель-кинолог Ерик БЕРЛЫБЕК.

Его коллега - верный пес Джейкоб, уже ставший героем новостных сводок на родине, получает именную медаль от волонтеров поисково-спасательного отряда LIDER. Такими же медалями поисковики-добровольцы одарили и других хвостатых спасателей-героев – малинуа Лигу и лабрадора Чарли. Псы не отрывают глаз от своих проводников, щедры на объятия и поцелуи. Они наверняка не знают, что в своей работе зачастую круче тепловизора.

Не вдаваясь в подробности – они не для слабонервных - спасатели описывают условия, в которых приходилось работать: острые обломки под ногами (они опаснее всего для четвероногих помощников), с каждым днем усиливался запах гниения отголосков жизни в разрушенных домах - размороженные холодильники, сломанная канализация, тление тел людей и животных...

Работать в таких условиях тяжелее всего было псам-спасателям: каждые 20 минут их поисков можно было приравнять к трехчасовой смене на завалах человека, с уважением говорят чеэсники.

С начала проведения поисково-спасательных работ в трех регионах Турции подразделениям МЧС Казахстана удалось спасти семь человек.

- Но даже если бы нам удалось спасти всего одну человеческую жизнь – это значит, мы поехали туда не напрасно! - отмечает руководитель РОСО Владимир ЦОЙ.

Напомним, что на помощь в братскую страну отправились в общей сложности около 100 наших спасателей, 6 кинологических расчетов: 3 из Алматы и столько же из столицы и регионов.

Из-под обломков казахстанские спасатели извлекли тела 88 людей, 10 из которых — дети...

- Здания просто садились, первые этажи были смяты, внутри же они напоминали слоеный пирог, где спасатели, как муравьи, прокладывали себе ходы, - устало отвечает на вопросы Ерик Берлыбек.

Корреспондентам «Времени» доводилось бывать на тренировках спасателей-кинологов по поиску пострадавших в завалах при природных и техногенных катастрофах. Собаки слышат человека, его тепло, дыхание даже под завалами, а обнаружив - лаем подают сигнал напарнику-человеку. Вот только в реальной работе спасателям приходилось изрядно потрудиться, чтобы достать пострадавшего живым и невредимым и самим не погибнуть под шаткими конструкциями. Зачастую к пострадавшим приходилось добираться ползком и вытаскивать их, прикрывая своим телом.

- Джейкоб указал, что в одном из завалов может быть живой человек. Сначала мы пробили вниз колодец глубиной около трех метров, расчищали, а потом еще метров пять пробирались в сторону, на звук его голоса. Процесс этот небыстрый, работать приходится очень осторожно. Пробыв всего один день в больнице, спасенный пришел поблагодарить нас, - поделился Владимир Цой.

Афтершоки землетрясения усугубляли ситуацию. На одном из участков работы здание настолько сильно накренилось, что для того, чтобы извлечь тела пострадавших, пришлось демонтировать часть стен. Ювелирная работа. В целом за время операции казахстанским спасателям пришлось разобрать более 250 кубометров завалов – иногда вручную, иногда с использованием инструментов и спецтехники.

Спасатели признались, что коллеги из других стран высоко отмечали профессионализм казахстанцев. Спрашивали: отчего это казахи такие крутые, часто ли в нашей стране случаются землетрясения. Ответ, считают чеэсники, в постоянных тренировках.

- Незадолго до трагедии мы побывали на семинаре ведущих специалистов кинологической службы из России. К счастью, никто из наших спасателей и питомцев не пострадал, - отмечает главный спасатель кинологического отделения РОСО Дмитрий ДЕНИСОВ.

Дмитрий, как и многие его коллеги, спасатель международного класса. Участвовал в поисково-спасательных работах во время землетрясения в Турции в 1999 году. Тогда спасатели из Казахстана отработали в очаге землетрясения 8 дней.

– Тогда у нас еще не было кинологической службы. И приехали мы только на пятый день, а сейчас - сразу после трагедии. Да и масштаб разрушений сейчас значительно больше, - объясняет Дмитрий. - Отмечу координацию между спасательными организациями разных стран – она велась на очень высоком уровне.

Большая нагрузка легла и на наш Центр медицины катастроф. Его специалисты помощь оказывали круглосуточно – помогли двум сотням людей: пострадавшим, их родным, спасателям.

- Я никогда не забуду глаза матерей, которые ищут своих детей. И слезы малышей, которые ищут своих родителей, - отвечает на вопрос, что было в работе самым сложным, фельдшер Центра медицины катастроф Марал ТОКБЕРГЕНОВА.

Она призналась, что для нее опыт участия в подобной спасательной операции – первый. А вот опыта и знаний, полученных на родине, хватило, чтобы просто выполнять свою работу.

… Адия АСАНБАЕВА отдала своему папе, которого ждала так долго, рисунок. Глядя на картинку, у спасателя по имени Беркут стали влажными глаза: дочка, как смогла, изобразила землетрясение и папу, который помогает людям. Взяв дочку на руки, отец уносит девочку от камер и вопросов - рисовать мир, где дома не рушатся никогда.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее