«Наверное, мы что-то сможем перехватить…»
Как власти Алматы собираются решать проблемы общественного транспорта и загруженности дорог?
На днях перед общественным советом мегаполиса отчитывался руководитель управления городской мобильности Алматы Гани МУРЗАХАНОВ, назначенный на эту должность меньше месяца назад. Прозвучало ли что-то новое? Если рассуждать глобально, нет. Новым на отчете был только сам начальник ведомства. Но есть и в таком отчете интерес - исследовательский: послушать, сопоставить, понять тенденции, сделать зарубки в памяти.
Все шло по обкатанному сценарию: Мурзаханов рассказал о достижениях управления и планах на текущий год. Из того, что может быть интересно алмаатинцам, обещание завершить до конца года строительство двух станций «Сарыарка» и «Достык» и выйти на пуско-наладочные работы. Еще раз напомним, что начали их строить аж в 2015 году! Если продолжат (а опыт подсказывает, что так оно и будет) прокладку метрополитена такими же темпами, боюсь, не все из нас доживут до момента, когда в эксплуатацию сдадут еще две — к слову, последние на этой ветке - станции «Калкаман» и «Западный автовокзал» на пересечении проспекта Райымбека и улицы Ашимова.
Еще в управлении уверяют, что до конца года перевозчики закупят 418 автобусов, акимат запустит 25 маршрутов – три городских и 22 пригородных, а на субсидирование перевозчиков потратит 26 млрд тенге.
- Планируем завершить развязку на пересечении проспекта Рыскулова и улицы Емцова, в августе начать строительство развязки на пересечении улиц Саина и Монке би, - вещал Гани Ауезханович. – Поставили задачу до конца года пробить проспект Абая от улицы Яссауи до границы города, что увеличит пропускную способность на 20 процентов (тут надо отметить, что еще есть невыкупленные строения, дела по ним находятся в суде). Планируется пробить улицу Ауэзова от улицы Гоголя до проспекта Райымбека.
Спрашивали Мурзаханова о проблемах, много и давно обсуждаемых, но далеко не всегда успешно реализуемых. Почему? Почитайте ответы, и многое станет понятно. Вот один из показательных примеров.
Задают вопрос: решается ли проблема перехватывающих парковок автотранспорта? Ответ:
- Как вы знаете, в генеральном плане есть несколько перехватывающих парковок – это западный, северный и восточный автовокзалы. Проекты по западному автовокзалу будут решаться вместе со строительством метро. На проекты деньги выделены, реализация будет в ближайшей перспективе. Мы понимаем, что до любой перехватывающей парковки должен доходить какой-то хороший транспорт. Ожидаем, что к западному автовокзалу приведет метро, первая линия которого достраивается (это он про две станции, о которых я упомянула выше, после которых должны быть еще две. – О.А.). Строительство следующей станции начато и проектируется окончательный участок, который будет доходить до автовокзала «Западный». Когда метро дойдет туда, тогда, наверное, мы что-то сможем перехватить. В настоящее время для перехвата у нас недостаточно какого-то хорошего транспорта. В будущем туда будет подходить, наверное, и ЛРТ, и БРТ. Есть в планах, некоторые работы уже продвигаются. Точно такая перехватывающая парковка, (технико-экономическое обоснование разработано) - это восточный автовокзал (вдоль Кульжинского тракта) и со стороны северного кольца.
Напомню: о том, что на въездах в Алматы построят четыре автовокзала (о них сейчас не упоминают) с перехватывающими парковками для въезжающих в город автомобилей говорят... с 2014 года! За это время сменилось два акима, алмаатинцы уже успели пожить в «городе для людей» и переехать в «город без окраин», а перехватывающие парковки все в «ближайшей перспективе». Пока она наступит, мы, может вполне так статься, забудем, что когда-то управлением городской мобильности руководил Гани Мурзаханов, у которого для перехвата было недостаточно хорошего транспорта. А может быть, не только транспорта…
- Дорожные рабочие повреждают корни деревьев! – выражали обеспокоенность общественники.
- Еще раз проведем инструктаж, доведем до сведения, отработаем вместе, виновных накажем! - обещал руководитель управления.
- Водители автобусов не делают объявления о том, что пассажиры должны надевать маски! - сигнализировали члены совета общественности.
- Сориентируем их, возьмем на контроль, устроим рейд, - звучало в ответ.
- Частные автопарки продолжают закупать дизельные автобусы, несмотря на то, что еще в 2018 году в Алматы должно было эксплуатироваться 1800 автобусов на газе (сейчас их меньше 400. - О.А.). Количество газозаправочных станций должно быть доведено до 15!
- Мы эту проблему знаем, мы ее обсуждаем, есть рабочая группа.
- Что с проектом ЛРТ? Собираются ли его реализовывать? – допытывались присутствовавшие.
- Проект есть, есть его ТЭО (технико-экономическое обоснование. – О.А.), правда, срок уже выходит... По данному вопросу сделано очень многое. В настоящее время мы обсуждаем этот проект, решение будет принято в ближайшее время. Очень много вопросов, на которые мы пока полных ответов не имеем...
Эта фраза – на мой взгляд, лучшее резюме для отчета главного транспортника Алматы. Да, очень много вопросов, на которые мы пока полных ответов не имеем.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы