Минобровская АБВГДейка
Какими могут быть варианты школьного обучения в предстоящем учебном году.
- Мы планировали провести эту встречу на следующей неделе. Но со вчерашнего дня поступило много запросов – мы приняли решение, несмотря на то, что сегодня субботний день, ответить на все вопросы, - начал сегодняшнюю пресс-конференцию министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ.
Напомним, накануне глава государства подверг критике деятельность образовательного ведомства, выразив сомнение в его готовности к новому учебному году.
Формат обучения
- В мессенджерах рассылают слайд, на котором речь идет о том, что учащиеся 1, 2, 5, 9 и 11 классов будут ходить в школу, а остальные параллели, как и в четвертой четверти, продолжат учиться дистанционно. Действительно ли МОН рассматривает такой вариант? Какие еще подходы есть?
- Подготовка идет полным ходом. Видение у Минобра есть: мы изначально готовились к трем базовым вариантам. Они обсуждаются с Минздравом и другими госорганами – есть несколько рабочих групп. В каждом регионе идет обсуждение. Тот слайд, который вы видели (мне его тоже пересылали), - не министерства. Может быть, его рассматривали в одной из школ.
После этого Аймагамбетов стал говорить про подготовку педагогов – курсы по цифровой педагогике и грамотности, об обеспечение школ компьютерами и серверами, увеличении скорости интернета, инклюзивном образовании, его доступности и качестве...
- Все-таки хотелось бы внести ясность. Предположим, что к 1 сентября эпидситуация не стабилизируется и мы будем жить в режиме карантина или каких-то других ограничений. Как в этом случае будут учиться дети? – попыталась уточнить я.
- Первый вариант – дистанционное обучение, за исключением отдаленных населенных пунктов, где такой угрозы (распространения коронавируса. – О.А.) нет. Этот вариант действует при определенной угрозе для жизни и здоровья как педагогов, так и школьников.
Второй вариант — смешанный: очно-дистанционное образование для определенных классов. Здесь будут ограничения: обязательная термометрия, социальное дистанцирование, сокращение уроков, подгруппы, отмена кабинетной системы (речь о том, что дети одного класса будут учиться в одном помещении, не переходя из кабинета в кабинет. – О.А.) и т.д. В таком случае должны будут действовать жесткие санитарные нормы.
Третий вариант - штатный режим опять же с жесткими санитарными ограничениями по переменам, наполняемости классов, подсменам, отмене кабинетной системы, вплоть до расписания посещения столовой.
Буквально на днях мы окончательно определимся с базовым вариантом, который будет нами принят.
Если ничего экстраординарного не случится, мы будем следовать этому порядку. Эпидемиологическая ситуация меняется очень быстро, но нам нужно быть готовым ко всему. Даже если мы начинаем учебный год (я предположительно говорю) в дистанционном режиме, никто не говорит о том, что он будет продолжаться в течение всего учебного года. Школы должны понимать, что при определенных условиях придется этот режим ослаблять, и дети придут в классы, и там должны быть созданы соответствующие санитарные условия – как раньше не будет. Если мы начнем учиться в штатном режиме или в очно-дистанционном, то должны быть готовы к переходу на полностью дистанционное обучение. Нельзя расслабляться.
После этого возник вполне резонный вопрос:
- Как вы собираетесь соблюдать саннормы, ту же термометрию по утрам? Возле школ в итоге возникнут «пробки», придется приезжать раньше. Или отменять кабинетную систему – в госшколах нет лишних классов, и возможности снять дополнительные помещения.
- Проблема дефицита мест в школах есть. В классе 40-45 детей – это тоже актуально. Мы говорим о тех механизмах, которые предлагаются, и это сразу вызывает скепсис. Я его понимаю, и мы эти проблемы видим. В том алгоритме, который мы с коллегами подготовили, все эти вопросы предусматриваются. Опыт уже есть – некоторые страны прошли через это. Я еще раз прошу вас запастись терпением – эту информацию мы вам предоставим в ближайшее время.
- Продолжатся ли телеуроки?
- В независимости от того, каким будет обучение, видеоуроки должны быть. Мы продолжаем работу по их съемке.
Школьная форма
- Мы приняли решение по школьной форме. Есть приказ, который был принят несколько лет назад, от этого приказа мы не отказываемся, - сказал Асхат Канатович. - Я хочу сделать на этом акцент: сама школьная форма и требования к ней никуда не уходят. Но мы добавляем в приказ пункт, который касается периода ЧП, карантина, ограничительных мероприятий или форс-мажоров. Для таких ситуация мы будем давать детям возможность приходить в школы в опрятной классической одежде делового стиля.
- В каждой школе есть директор, который устанавливает свои правила и порядки. Он скажет: меня ничего не интересует, покупайте школьную форму. Как быть в такой ситуации? – спросила я.
- Это не просто письмо или рекомендация – это приказ, нормативно-правовой документ. И им должны руководствоваться организации образования. В случае невыполнения этого приказа будут приниматься другие решения.
- Поясните, на какой период будут распространяться эти нововведения. Пока действует карантин? Какие ограничительные меры? Или на весь год?
- Это решение связано и с определенными экономическими вопросами: многие родители говорят, что они испытывают финансовые трудности, им сложно приобрести школьную форму для своих детей. Поэтому мы приняли такое решение на этот учебный год. Как бы там ни было, будем мы учиться традиционно или дистанционно, это решение будет действовать. Не будет такого: если мы перейдем к обычной учебе, учителя начнут требовать школьную форму. Если у детей есть школьная форма, пожалуйста, можно носить ее.
Учебники
- Будете ли вы закупать учебники в обычных объемах или часть из них в связи с возможными ограничениями предпочтете перевести в электронный формат?
- Учебники были заказаны еще в апреле-мае. В независимости от того, какой формат будет, мы должны обеспечить каждого ребенка бумажным вариантом учебников. Они будут закуплены и доставлены – в настоящее время уже началась отгрузка по ряду регионов.
Что касается электронного формата (это тоже важно), мы договорились с издательствами о том, что нам необходимо обеспечить доступность электронных вариантов учебников. Это тот вопрос, над которым мы совместно работаем.
- Когда предмет «Экология», о котором в пятницу говорил президент, может появиться в школах и в каких классах?
- Поручение есть, мы его обязательно исполним. Наши коллеги сейчас готовят решение с точки зрения методологии, государственного образовательного стандарта, правильной имплементации настоящих поручений.
- Вы нацелены на то, чтобы он появился в этом году?
- Чтобы он появился в этом году, нужна программа. Мы должны исполнять поручения правильно. Здесь не должно быть кампанейщины: дали поручение – исполни ее абы как. Важно саму эту идею – очень хорошую и правильную – не дискредитировать своими неловкими действиями. Для этого нужны подготовленные кадры, программа, учебники. К этому вопросу мы должны подходить разумно.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы