Проезд по автобану Астана-Щучинск станет платным в конце мая
Плату за проезд по маршруту Астана - Щучинск введут уже в конце мая. На днях правительство утвердило тарифы для проезда по этому автобану. Например, чтобы с ветерком добраться из столицы на курорт Боровое, владельцу легковой машины придется отстегнуть 200 тенге (1 тенге за километр). Водители автобусов и грузовиков заплатят больше.
Платная автомагистраль разделена на пять зон, протяженность которых определена территориальными границами прилегающих районов. Сумма платы здесь будет складываться из тарифов за проезд по каждой пересекаемой зоне. Например, владелец двухосной легковушки за проезд по маршруту Астана - Шортанды должен будет заплатить 60 тенге плюс еще 50, если поедет в Акколь.
А вот для автовладельцев, проживающих в Шортандинском, Аккольском, Буландинском, Енбекшильдерском и Бурабайском районах Акмолинской области, предусмотрены льготы. Плата за передвижение внутри своего района с них взиматься не будет.
Остальные водители смогут оплатить проезд через терминал с помощью наличных (купюры и монеты), банковских карт и карт предоплаты. Запустить систему оплаты планируют в третьей декаде мая.
Кстати, реконструкция автомагистрали Астана - Щучинск началась в 2006 году и завершилась в ноябре 2009-го. В строительстве первого в стране автобана приняли участие компании Казахстана, Ирана и Италии.
В результате этого дорога стала отвечать требованиям первой технической категории с 6-полосным движением.
По данным статистики, количество ДТП со смертельным исходом здесь снизилось в восемь раз. По планам Минтранскома, количество автомобильных дорог первой технической категории в стране будет постепенно увеличиваться.
Кстати, содержание таких автобанов обходится недешево. Ежегодно на уборку мусора и снега, а также на освещение, озеленение и мелкий ремонт автомагистрали Астана - Щучинск протяженностью 210 км требуется 1,3 млрд. тенге. В то время как на содержание всей сети автомобильных дорог Акмолинской области (2000 км) ежегодно тратится 3,8 млрд. тенге. Учитывая это, трассу Астана -
Щучинск было решено сделать платной. А освободившиеся бюджетные средства направят на текущий ремонт и содержание сети автодорог Акмолинской области. В частности, на эти деньги планируют провести ямочный ремонт на площади 40 тыс. квадратных метров, установить снегозащитные ограждения на значительной части снегозаносимых участков автодорог области.
Для тех, кто не захочет платить, есть два альтернативных маршрута - по дорогам областного значения Астана - Степногорск - Щучинск и по дорогам республиканского значения Астана - Атбасар - Щучинск.
Запуск платной дороги в Казахстане прокомментировали международные эксперты в сфере автотранспорта
Джо Донг Чон, глава компании KCC E&C из Южной Кореи:
- Введение в эксплуатацию скоростного автобана дает населению несомненные выгоды: сокращается расстояние между населенными пунктами, и меньше времени тратится на проезд, за счет чего снижается себестоимость перевозок. Естественный результат появления автобана - разгрузка пригородного движения. За счет активизации промышленных и туристических зон создаются дополнительные рабочие места для живущего рядом населения. Поэтому вполне логично, если финансовое бремя по содержанию дороги частично возьмут на себя перевозчики.
У нас в Корее общая протяженность платных дорог составляет 3449 км. Стоимость проезда для легкового авто в пересчете на казахстанскую валюту - 6 тенге за 1 км. Оплата осуществляется на въездах и выездах наличным и безналичным расчетом. Для ускорения процесса несколько лет назад была внедрена система автоматического определения автомобиля (Hi-pass). Также у нас имеется альтернативная сеть бесплатных автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты. Нередко они проходят параллельно автобану.
Кази Масуд ХАСАН, руководитель группы консультантов по управлению проектами SNC-Lavalin international Inc:
- Плюс платных дорог в том, что они не только сами “зарабатывают” на свое обслуживание, но и за счет вырученных средств позволяют бюджету профинансировать строительство и содержание новых дорог. Для государств и регионов, которые сталкиваются с проблемами бюджетного финансирования, платные дороги - важный источник внешнего финансирования. К тому же благодаря более высокому уровню безопасности и хорошему содержанию платных дорог вместе со всеми объектами придорожных услуг в поселках вдоль платной дороги будет быстро развиваться бизнес, промышленность, туризм, жилищное строительство.
У нас в Канаде большинство платных дорог - это мосты в США. Да и несколько мостов внутри страны тоже являются платными. А автомобильная дорога №407 - это первая в мире электронная платная дорога, которая простирается на 108 км с востока на запад к северу от Торонто.
Плата для легковых автомобилей здесь варьируется в пределах от $0,19 до $0,26 за километр в зависимости от времени. В Канаде есть две главные альтернативные дороги, но они не параллельные. Считаю, совсем необязательно строить альтернативные дороги параллельно с платными.
Виктор БУРДИН, Алматы
Ставки платы за проезд по участку Астана - Щучинск автотрассы Астана - Петропавловск (тенге)
Незарегистрированные автотранспортные средства - автотранспортные средства, не имеющие государственных регистрационных номерных знаков, и сведения о которых не содержатся в единой информационной системе зарегистрированного транспорта МВД Республики Казахстан.
Местный транспорт - автотранспорт, зарегистрированный в установленном порядке на административно-территориальной единице, прилегающей к платной государственной автомобильной дороге, при перемещении в пределах одного района.
Транзитный транспорт - транспорт, незарегистрированный в установленном порядке на административно-территориальной единице, прилегающей к платной государственной дороге.