Марат ШИБУТОВ, политолог: Реальная помощь государства может трансформироваться в поддержку на выборах
Пандемия COVID-19 стала испытанием как для Казахстана, так и для всего мира. Правительства различных стран предпринимают экстренные меры для преодоления кризиса не только с медицинской точки зрения, но и социальной, экономической, да и политической тоже. Политолог Марат Шибутов делится своим видением ситуации и прогнозами.
- В мире существует несколько стратегий противостояния пандемии коронавируса. Как бы вы оценили на общем фоне реакцию властей Казахстана? Эффективны и своевременны ли предпринимаемые меры?
- На мой взгляд, у нас небольшой процент зараженных и еще меньший процент смертей. К примеру, на момент нашего разговора 3988 зараженных и 27 смертей - это смертность 0,69 процента. В той же Беларуси зараженных 16 705 и смертей 99 - это смертность 0,6 процента. В России зараженных 134 906 и смертей 1285 - это смертность 0,95 процента. В мире смертность составляет 6,96 процента, так что у нас ситуация с медицинской точки зрения достаточно хорошая.
В принципе, строгий карантин сделал свое дело и не допустил широкого распространения инфекции.
- Правительство приняло пакет срочных мер на фоне пандемии COVID-19. Какова ваша оценка?
- На мой взгляд, самый главный шаг - это пособие при утрате доходов в 42 500 тенге. Несмотря на то, что были технические трудности, в том числе связанные со слабой цифровой грамотностью граждан, пособие получили миллионы, и оно реально помогло и в этом месяце поможет людям продержаться. Плюс отсрочки по банковским кредитам - это тоже большая помощь.
Сейчас возобновят работу компании и станет полегче, но без этой помощи нас бы ждало масштабное разорение людей, которым нечем бы стало платить за квартиру, не на что покупать еду.
- Можно ли говорить о новых трендах в информационном поле со стороны правительственных структур?
- Ну я бы сказал, что тут есть вопрос содержания и вопрос формы. Если говорить по форме, то госорганы освоили специализированные сайты под отдельную задачу, телеграм-каналы, телеграм-боты, прямые эфиры, интернет-конференции.
Если говорить о содержании, то тут все очень сильно зависит от государственного органа - многие выходят ежедневно с новостями, постоянно реагируют на повестку дня, а некоторые не очень. Проблемы создает канцелярит, который граждане уже не понимают.
Есть, правда, проблема: из-за карантина многие госорганы не отвечают на запросы журналистов, мотивируя это отсутствием сотрудников на рабочих местах и трудностями дистанционной работы.
Но в целом важность оперативной информационной работы, кажется, уже все поняли: новости должны выходить из госорганов без промедления, иначе все заполонят фейки. А там уже может начаться такое, что врагу не пожелаешь.
- Мировые рынки на сегодня разбалансированы. Прогнозируется, что вслед за пандемией и спадом производства могут последовать глобальные финансовый и, возможно, продовольственный кризисы. Какие действия на этом фоне, на ваш взгляд, может и должен предпринять Казахстан, чтобы минимизировать негативный экономический эффект для населения?
- Я думаю, мы сейчас находимся в "тумане войны" - пока хаос и неразбериха. В мае большинство стран заканчивает карантин, потом у них восстанавливается спрос, компании оценивают свое состояние, рынок труда фиксирует свое состояние - только после этого будет ясна ситуация.
Сейчас пытаться что-то спрогнозировать - это как бежать ночью через лес, с таким же результатом. Как себя поведут цены на нефть после возобновления экономической деятельности и поездок, как на них скажется сокращение добычи в рамках сделки ОПЕК+? Непонятно. То же самое с большинством продуктов нашего экспорта. А это в свою очередь формирует наш внутренний рынок и уже потом - благосостояние граждан.
Но в любом случае надо быть готовым к урезанию расходов бюджета.
- 24 апреля на заседании Совета безопасности Нурсултан Назарбаев предложил рассматривать Казахстан как корпорацию, которая должна управляться из единого центра по четкому плану - от членов правительства до районных акимов. Насколько эффективна, на ваш взгляд, работа корпораций Казахстана в этом смысле в настоящее время? Какие первоочередные меры необходимы, по вашему мнению, для обеспечения эффективной работы на всех уровнях государственного управления для реализации антикризисных мер?
- Я думаю, Генеральной прокуратуре надо больше внимания обращать на действия акиматов и МВД - насколько они соответствуют указам президента и постановлениям правительства, канцелярии премьер-министра, на то, как выполняются акиматами постановления правительства, ну а АП должна смотреть, как в целом все работает. Парламент должен постоянно отслеживать ситуацию на местах и в отраслях и через запросы и обращения сигнализировать о проблемах. Но парламент-то небольшой, так что больше должны работать филиалы партии Nur Otan и депутаты маслихатов.
Ну и, конечно, нельзя обойтись без наказаний и поощрений. Только так можно добиться правильного взаимодействия.
- Пандемия стала настоящим стресс-тестом для местных властей. Здесь мы видим большой разброс - каждый решал вопросы как мог. Акимы стали информационно открыты, пошли в народ. Стала ли работа акиматов в условиях пандемии новым этапом для системы госуправления? Какие уроки можно вынести по итогам их деятельности?
- Я думаю, тут ситуация помогла акиматам выявить слабые звенья в своих структурах и сотрудников, которые не соответствуют требованиям. Еще стало ясно, какие информационные системы работают плохо, какая отчетность нужна, а какая нет.
Я бы предложил Агентству по делам государственной службы провести массовый опрос и интервьюирование сотрудников акиматов, чтобы они поделились своим опытом. Заодно можно поработать с представителями НПП, бизнес-ассоциаций, общественных советов, гражданского общества. Этот опыт надо сохранить и потом в виде рекомендаций в течение лета внедрить в практику государственной службы, чтобы проблемы подобного характера мы встречали уже во всеоружии.
Оптимизация и повышение эффективности нужны всем.
- С точки зрения социума, насколько карантин повлиял, на ваш взгляд, на общественное сознание казахстанцев?
- На мой взгляд, люди немного стали понимать реальные ценности для себя лично ну и что для них по-настоящему важно. Оказывается, демонстративное потребление не так важно, как наличие работы, активов, денежных накоплений; путешествия не всегда нужны и т. д.
В общем, мир, который создавался маркетологами и рекламщиками для продажи одежды, услуг общепита и туризма, гаджетов и прочего, в условиях пандемии оказался нежизнеспособен. Также, кстати, нежизнеспособен оказался мир той-культуры - сейчас потраченные на всякие празднества деньги многим были бы очень нужны.
Возвращаемся к традиционным ценностям: работа - квартира - дача - кубышка с деньгами - что уж делать.
- Во всем мире в ситуациях чрезвычайного характера обычно возрастает мобилизующая роль политпартий, особенно представляющих парламентское большинство. Как обстоят дела в Казахстане? Насколько реальна эффективность работы фонда Birgemiz, волонтеров "Жас Отана"? С учетом того, что следующий год - выборный, повлияет ли нынешняя активность Nur Otan и партийного правительства на электоральные предпочтения?
- Я думаю, Nur Otan надо публично зафиксировать в разных форматах - от докладов до роликов - ту огромную работу, которую они проделали и делают в рамках помощи людям. Помощь получили уже очень многие, и я думаю, это потом трансформируется в голоса, отданные на выборах.
В кризисной ситуации человек видит, что лайками в Фейсбуке детей не накормишь, а вот продуктовым набором - да. Люди видят, что развлекательный ролик или хайпожорский пост им никак не поможет, а волонтеры помогут.
Главное - четко закрепить эти достижения, отметить самых активных организаторов и волонтеров среди партийцев. Организационная машина может работать как во время карантина, так и во время выборов - это сравнимые задачи.
Ергали НУРГАЛИЕВ, Алматы