5034

"Охота за головами" начинается в вузе: как "Казахтелеком" хантит кадры

На рынке труда в Казахстане сегодня складывается парадоксальная ситуация: работодатели жалуются на дефицит специалистов по различным техническим специальностям, одновременно выпускники технических вузов с трудом находят работу по своей профессии. Исключением на этом фоне выглядит АО "Казахтелеком", штат которого регулярно пополняется выпускниками казахстанских университетов, работающими в компании долгие годы. О том, как крупнейшему телеком-оператору удается эффективно решать свои кадровые вопросы, избегая текучки, в интервью нашему изданию рассказал HR-директор Южной Региональной Дирекции Телекоммуникации Жандос БИМЕНДЕЕВ.

"Охота за головами" начинается в вузе: как "Казахтелеком" хантит кадры

Напомним, что в 2013 году АО "Казахтелеком" стало победителем конкурса "Сенiм-2013" в номинации "Лучшая национальная компания-работодатель", в декабре 2014 года крупнейший телеком-оператор страны был признан Институтом сертифицированных финансовых менеджеров Великобритании лучшим работодателем 2014 года. Национальное и международное признание в области кадровой политики компания получила и за успехи в рекрутменте потенциальных сотрудников в национальных вузах. К тому времени "Казахтелеком" уже развернул масштабную программу стажировки PROtelecom для студентов старших курсов и магистратуры. Сейчас она действует во всех городах страны.

- "Казахтелеком" в настоящее время перерос рамки традиционного телеком-оператора. Мы пытаемся создавать собственные IT-продукты, собственный контент, - говорит Жандос Бимендеев. - Соответственно, увеличивается и список тех специальностей, которые нужны компании: если раньше мы больше нуждались в технарях, то сейчас нам не в меньшей степени нужны специалисты в области продаж, маркетологи и, разумеется, айтишники. И эти потребности HR-служба может успешно закрывать с помощью уже годами испытанного инструмента - программы стажировки PROtelecom, в рамках которой студенты выполняют задачи, поставленные специально закрепленным за ними наставником. И мы уже в процессе стажировки видим молодых специалистов, способных приносить пользу компании. Ежегодно по результатам программы часть выпускников вузов остается работать в "Казахтелекоме". Благодаря PROtelecom мы закрываем свою потребность если не на 100%, то на очень близкую к этому показателю величину. Считаю, что PROtelecom - это наш вклад в решение общей кадровой проблемы в стране. Потому что даже если кто-то из стажеров не остается у нас в компании, то потом работает в других структурах, отраслях. А за несколько месяцев у нас они получают огромный опыт на производстве и в сфере предоставления услуг. Но все же значительная часть стажеров выбирает нашу компанию.

- Вы проводите среди них опрос, почему они выбирают именно "Казахтелеком"?

- Да, если обобщить их ответы, то там можно выстроить цепочку из нескольких причин. Первая - мало кто у нас сейчас на рынке разворачивает масштабную программу стажировки, проявляет реальную заинтересованность в трудоустройстве вчерашних студентов. И это сразу порождает лояльность к компании. Причина вторая - мы во время стажировки даем им действительно важные и интересные задачи, связанные с реальной нашей деятельностью. У студентов в голове складывается понимание: если они стажерами были полноценно вовлечены в производственную деятельность, то как молодые специалисты они уже точно не начнут свою работу с "принеси-подай". Причина третья - телеком-рынок сейчас самая, пожалуй, бурно развивающаяся отрасль и работа в крупнейшей компании на казахстанском рынке предоставляет неограниченные перспективы профессионального роста. Ну и наконец, микроклимат и трудовая модель внутри нашей компании тоже играют огромную роль при их выборе. Для адаптации новых работников у нас разработана специальная программа. За новичками закрепляется наставник, который помогает им освоиться в коллективе. Чтобы выявить их лидерские качества, проводятся специальные wellcome-тренинги.

- Вы упомянули о неограниченных возможностях профессионального роста. А предусмотрено ли в компании дополнительное обучение и повышение квалификации для молодых специалистов?

- АО "Казахтелеком" уделяет большое внимание всестороннему развитию сотрудников и инвестициям в обучение. Иначе мы станем неконкурентоспособными на рынке. В системе образования внутри компании есть обязательные необходимые курсы в соответствии с занимаемой сотрудником должностью. Также есть возможность принять участие в тренингах, семинарах, конференциях. Например, в онлайн-обучении на платформах LABA, Eduson и Alpina Digital по таким направлениям, как ИТ, телекоммуникация и связь, управление человеческими ресурсами, управление и менеджмент, управление кризисными ситуациями, финансы и аналитика, продажи, маркетинг и PR. Также у работников кадрового пула есть возможность прохождения программы EMBA при КИМЭП.

- Хорошо, а как обстоят дела с другой стороной мотивации сотрудников - финансовой и с механизмами социальной поддержки персонала?

- В апреле-мае текущего года в компании был произведен пересмотр должностных окладов и индексации заработных плат. Работники массовых профессий участвуют в программе дополнительного поощрения Profit Sharing Plan (PSP) при перевыполнении показателя EBITDA по итогам года. Также руководство на местах имеет возможность увеличивать должностные оклады, устанавливать доплаты и надбавки с учетом производственной необходимости, поощрять эффективных работников.

Что по механизмам социальной поддержки, то на сегодняшний день коллективный договор АО "Казахтелеком" является образцовым и социально ориентированным. В рамках него предусмотрены материальная помощь к отпуску на оздоровление, в связи с регистрацией брака и рождением детей, поощрения к юбилейным датам, санаторно-курортное лечение и восстановление работников, направление в оздоровительные лагеря детей работников, социальные отпуска. Кроме того, если работник нуждается в улучшении жилищных условий, он может получить льготный ипотечный кредит в банке - партнере компании АО "Народный банк Казахстана". Также в компании предоставляются целевые беспроцентные займы. Что касается системы оплаты труда АО "Казахтелеком", то ее особенностью является гибкость к изменениям рынка. Сейчас мы планируем детально анализировать всю информацию по персоналу для улучшения качества предлагаемых решений по поощрению и признанию заслуг наших коллег с учетом недавно утвержденной кадровой стратегии Employee Experience АО "Казахтелеком". Ведь главная задача HR нашей компании - это удовлетворенность наших сотрудников.

- Мы слышали о том, что компания оказала беспрецедентные меры поддержки своим работникам во время пандемии COVID-19. Можете уточнить, что именно делалось "Казахтелекомом" в этой части?

- В марте прошлого года наша компания оперативно создала штаб для координации действий и организации работ на местах. Для обеспечения безопасных условий труда мы перевели большую часть коллектива на удаленный режим работы. Были приняты беспрецедентные меры по закупке мобильной оргтехники и средств индивидуальной защиты для обеспечения комфортной рабочей среды. Мы в стопроцентном размере оплачивали листы по временной нетрудоспособности. А также производили выплату надбавок в размере 25% к должностному окладу для тех, кто работал "в поле", контактируя с населением и подвергая свое здоровье риску. А с начала прививочной кампании в текущем году "Казахтелеком" за короткие сроки провел масштабную разъяснительную кампанию о необходимости вакцинации, организовал возможность выбора вакцины и развернул добровольные прививочные пункты на рабочих местах. Более того, мы предоставляли сотрудникам оплачиваемые дополнительные выходные дни за прохождение вакцинации против COVID-19. Все принятые меры помогли сохранить наше здоровье и позволили сформировать корпоративный иммунитет на уровне 84%.

- Еще один важный ориентир при устройстве на работу - это атмосфера в команде, репутация и ключевые принципы корпоративной культуры компании. Насколько корпоративные ценности "Казахтелекома" помогают привлечь и удержать профессионалов?

- В "Казахтелекоме" действуют пять корпоративных ценностей. Они объединены одним словом - CREDO - и включают в себя следующие важные для каждого работника утверждения и ориентиры: клиент, ответственность за результат, предпринимательская инициатива, цифровая культура и выдающиеся решения. В целях внедрения корпоративных ценностей АО "Казахтелеком" в филиалах был запущен проект "CREDO - путь к культуре успеха". В рамках него сотрудниками разработаны бизнес-проекты, отражающие эффективность применения корпоративной культуры в ежедневной работе. За проекты с положительным экономическим эффектом предусматривается выплата разовых премий и тиражирование по компании.

- Есть ли в "Казахтелекоме" собственные социальные лифты, позволяющие обеспечить перспективы кадрового роста внутри самой компании?

- Главный наш социальный лифт - это система кадрового резерва, в которую попадают перспективные сотрудники с высоким лидерским и профессиональным потенциалом. Кадровый пул АО "Казахтелеком" формируется по результатам оценки деятельности работников один раз в год. В каждом филиале существует внутренний отбор на кадровый пул, лучшие представители которого попадают в кадровый пул компании. С резервистами проводится ряд мероприятий, которые направлены на их развитие. Кадровый резерв - это главный трамплин для карьерного роста. На сегодняшний день многие участники кадрового пула уже занимают руководящие должности. Так что в нашей компании молодежь стимулируется к проактивной позиции, подразумевающей работу на результат. АО "Казахтелеком" - компания с богатой историей, которая дорожит своей репутацией и прилагает максимум усилий для удовлетворения требований как своих работников, так и клиентов. И наши двери всегда открыты для молодых и амбициозных специалистов.

Сергей Садыков, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть