12427

Еле-еле душа в TELE2

На недавнем совещании по вопросам подготовки и проведения EXPO-2017 президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ распорядился разобраться с сотовыми операторами, предоставляющими плохую связь в столице. “Если так будут работать сотовые операторы, как сейчас - похабно, не дозвониться ниоткуда...” - дословно сказал глава государства.

Блицкриг не удался

Как известно, в Казахстане работают три оператора мобильной связи стандарта GSM: Kcell (конт­ролируется TeliaSonera), “Кар-Тел” (контролируется российским “Вымпелкомом”) и Tele2 Казахстан. Сегодня речь пойдет о последнем.
Заходя на казахстанский рынок, мобильный оператор Tele2 рассчитывал на молниеносную победоносную войну. В течение трех лет компания предполагала выйти на точку безубыточности. Однако, похоже, блицкриг не удался. Готова ли компания к затяжной позиционной войне за абонента?
Оглашая результаты третьего квартала, генеральный директор компании Андрей СМЕЛКОВ традиционно сделал хорошую мину при плохой игре. Из месяца в месяц Tele2 делает акцент на рост числа абонентов и выручки, лишь вскользь упоминая об убыточности. Между тем основной акционер казахстанского оператора - шведская компания Tele2 - в своих отчетах фиксирует ежеквартальные убытки в размере 100 млн. крон. При этом Казахстан - единственная страна, в которой Tele2 работает в минус.
Отвечая на вопросы журналистов, Андрей Смелков любит повторять, что убыточность в течение двух-трех лет нормальна для любой сотовой компании, которая пытается освоить новый рынок, и уверяет в том, что “в ноль” компания выйдет, как и планировалось, уже во второй половине 2013 года.
Между тем финансовые показатели компании за последний год вызывают серьезные сомнения в том, что это возможно. В это можно было верить в 2010 году, когда Tele2 приобрела ТОО “Мобайл телеком сервис” с торговой маркой NEO, или весной 2011 года, когда это ТОО начало предоставлять услуги связи под брендом Tele2. Но сегодня с учетом динамики развития этого оператора сотовой связи и постоянных убытков, которые вынуждены покрывать акционеры, эти прогнозы кажутся уже нереальными.

В тепличных условиях

Известно, что Tele2 досталась самая лояльная лицензия, не имеющая срока действия, ограничений по стандартам связи и не преду­сматривающая обязательств по покрытию. Если два других оператора стандарта GSM обязаны в течение определенного срока обеспечить мобильной связью все трассы республиканского значения и все населенные пункты с числом жителей больше 100 человек, то у “Мобайл телеком сервис” таких обязательств не было. Более того, как сообщалось в печати, Tele2 даже не заплатила за свою лицензию ни тенге, в то время как “Кар-Тел” (“Билайн”) и GSM Kazakhstan (KCell) выплатили в бюджет по 67 млн. долларов.
Еще свежи в памяти перипетии вокруг запроса депутата мажилиса парламента РК Айгуль Соловьевой в июне 2011 года относительно того, что Tele2 предоставляет связь стандарта 3G без надлежащей лицензии. И хотя официальные лица разъяснили тогда, что никаких нарушений нет, Tele2 вскоре вынуждена была выкупить лицензию на 3G на тех же условиях, что и другие операторы. Похоже, не будь депутатского запроса, никто с Tele2 денег не потребовал бы.
Так или иначе, складывается впечатление, что Tele2 оказывается предпочтение. Одни объясняют это тем, что правительство пытается поощрить конкуренцию на рынке мобильной связи, другие считают, что Tele2 обладала другими серьезными аргументами.
Сторонники второй версии, в частности, обращают внимание на тот факт, что шведская Tele2 владеет 51% акций ТОО “Мобайл телеком сервис”, а другие 49% принадлежат неизвестным широкой общественности казахстанским акционерам.
Когда в 2010 году Tele2 сообщила о намерении купить ТОО “Мобайл телеком сервис”, многие эксперты были немало удивлены. Дело в том, что ранее от покупки этого актива отказались два российских оператора связи - “Мегафон” и МТС. Комментируя свое решение, представители МТС, в частности, говорили, что инвестиции в NEO не удастся вернуть в течение пяти лет. Основная причина - для увеличения рыночной доли требовались серьезные инвестиции и демпинг.
И хотя слово “демпинг” Tele2 не использует, компания официально называет себя сотовым оператором-дискаунтером и поначалу предложила действительно удивительно низкие для казахстанского рынка тарифы. Сегодня, правда, они уже не выглядят столь вызывающе низкими по сравнению с ценами двух других операторов, работающих в стандарте GSM.

На чужом горбу - в рай

А вот что касается серьезных инвестиций, тут Tele2 даже не пытается обойти конкурентов. Более того, общеизвестна стратегия Tele2 во всех странах мира - воспользоваться инфраструктурой, которая уже создана другими игроками рынка. К этому мы еще вернемся, а пока еще несколько слов о конкурентных преимуществах Tele2.
Во всем мире Tele2 применяет три набора приемов - помимо низких тарифов и агрессивного маркетинга это еще и давление на правительство. Это давление может быть разным, однако чаще всего Tele2 пытается убедить госорганы в том, что ей надо помогать, потому что это на пользу конкуренции, потребителю и всему рынку. В разных странах это работает с разной степенью эффективности. В Казахстане, скорее всего, этой идее попытались приделать ноги, то есть подключить лоббистов высокого уровня.
Во всяком случае, с самого начала представители Tele2 называли в качестве одного из главных условий своего успеха вмешательство правительства в регулирование ставки интерконнекта. Для непо­священных поясним: ставка интерконнекта - это стоимость звонка абонента одного оператора абоненту другого. Ставка эта устанавливается двусторонними соглашениями. На тариф эта ставка не влияет, потому что при сопоставимом количестве абонентов у двух операторов трафик в обе стороны примерно равный, так что взаиморасчеты сводятся почти к нулю. А вот в случае с Tele2 ставка интерконнекта приобретает особое значение, так как у них абонентов гораздо меньше, чем в “Билайне” или KCell (например, Tele2 заявляет о 3,1 млн. абонентов, а KCell - о 12,7 млн.), и потому чаще абонент Tele2 звонит абоненту другого оператора, чем наоборот. Значит, Tele2 платит по ставке другому оператору гораздо больше, чем другие операторы платят ему.
Именно поэтому с самого начала представители Tele2 начали говорить о том, что ставку интерконнекта надо резко снизить, причем волевым способом - едва ли не приказом министра связи. Журналисты заметили, что говорили они об этом так уверенно, будто приказ уже лежал на подписи у министра. Интересно, на чем основывалась их уверенность?

Однако что-то, видимо, пошло не так, разбирательства затянулись, и в Tele2 всерьез забеспокоились. Конечно, Андрей Смелков во всех интервью заявляет, что ему и положено по должности: мол, мы и так достигнем точки безубыточности в отведенное время, просто со снижением ставки интерконнекта это произошло бы быстрее. Но верит ли он сам тому, что говорит? Скорее всего, нет, потому что в Tele2 с самого начала понимали, что без резкого снижения ставки интерконнекта их бизнес в Казахстане еще долго будет убыточным. Так, еще в октябре 2010 года директор региона “Центральная Европа и Евразия” Tele2 Никлас Сонкин в интервью журналу “Эксперт Казахстан” фактически признал, что при существующей ставке интерконнекта Tele2 конкуренцию не выдержит. Тут нет ничего удивительного: уже тогда можно было предсказать сложившуюся сегодня ситуацию, когда абонент Tele2 платит за минуту разговора 6 тенге, а сам оператор платит другим операторам 15 - по ставке интерконнекта. Мало того что Tele2 получает убыток, так еще и доплачивает своим конкурентам.
Надо пояснить, что ставка интерконнекта между “Билайном” и KCell постепенно снижается в соответствии с графиком, согласованным с Министерством связи. Но к тому моменту, пока она достигнет нужного для Tele2 уровня, акционеры этого сотового дискаунтера пойдут по миру, причем как шведские, так и казахстанские. Вот почему Tele2 так активно бьется за резкое снижение этой ставки - до 5 тенге за минуту. Более того, в одном из интервью г-н Смелков пошел еще дальше, предложив асимметричную ставку интерконнекта: Tele2 другим операторам будет платить по 5 тенге, а те будут платить Tele2 по 15 тенге.

Между тем он не может не понимать, что ставка эта - своего рода пропуск для Tele2 в сети, построенные двумя другими операторами. По некоторым данным, “Кар-Тел” вложил в строительство сетей, базовых станций, прокладку оптоволокна
2,5 млрд. долларов, KCell - не менее 3 млрд. А вот у Tele2 капитальные расходы составляют гораздо меньшие суммы: в 2011 году - 139 млн. долларов, в 2012-м будет около 90 млн. При этом Tele2 категорически отказывается называть хоть какие-то количественные показатели развития своей сети, даже число базовых станций. Вот это и называется пользоваться инфраструктурой, которую создали другие.
Другой ошибкой Tele2 в Казахстане специалисты называют неиспользование такого традиционного для компании козыря, как агрессивная рекламно-маркетинговая политика. В Латвии, например, даже имитировали падение метеорита, чтобы привлечь внимание абонентов к новому тарифу. В Казахстане удалось разве что эпатировать общественное мнение, когда был открыт телефон доверия для желающих стать донорами спермы, а потом оказалось, что это Tele2 продвигает таким образом услугу “Свой гудок!”.
Скорее всего, основные усилия компания решила направить на обеспечение выгодных для себя условий, а пиар и маркетинг оказались ненужными. Видимо, напрасно. В скором времени Tele2 окажется на распутье, выбирая один из трех путей: продолжать демпинговать, теряя сотни миллионов, поменять стратегию или продать бизнес. Вообще, история Tele2 знает два способа выхода из страны - либо путем продажи успешного оператора по хорошей цене, либо путем продажи убыточного оператора за любые деньги, лишь бы не множить убытки. Похоже, в Казахстане все идет ко второму варианту.

Олег АВЛАСЕВИЧ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть