Дорогое детство
В Алматы семья Дениса и Евгении ИВАНОВЫХ объявила “финансовый” бойкот руководству детского сада. Финансовый спор Ивановых с администрацией РГКП “Ясли-сад № 47”, что в микрорайоне “Таугуль”, тянется с 2011 года, когда, дождавшись долгожданной очереди, их четырехлетняя дочь София по направлению отдела образования Ауэзовского района была принята в это детское учреждение.
- Каково было мое удивление, когда заведующая детским садом Гульжахан БЕСПАЕВА предложила мне подписать договор о приеме дочери в коммерческую, а не бюджетную группу, - рассказывает Евгения Иванова. - Причем разница в оплате существенная. Если бюджетники платили на тот момент 10,5 тысячи тенге в месяц, то хозрасчетники - вдвое дороже. Я наотрез отказалась подписывать этот договор, хотя заведующая уверяла меня: договор заключаем на хозрасчет, но оплату будем производить как бюджетники. Мне уступили только на седьмой (! - А. А.) раз. И наша семья стала единственной из всей группы, которая имела на руках договор именно для бюджетных групп. Соответственно, и платили мы по-бюджетному. Остальные родители не глядя подписывали договоры другого образца.
По словам семейной пары Ивановых, ровно год их дочь София спокойно посещала ясли-сад, пока ей не исполнилось пять лет. Наученные горьким опытом родители к тому времени переворошили кипу официальных документов и выяснили кое-что любопытное. По Закону “Об образовании” (согласно пункту 2 статьи 30) при достижении ребенком пятилетнего возраста в государственных дошкольных учреждениях образования предусмотрена бесплатная предшкольная подготовка.
- Разумеется, я потребовала с заведующей детским садом заключения со мной договора с цифрой “нуль” в пункте об оплате, - рассказывает Евгения. - Однако заведующая, указывая на пункт 17 Типовых правил деятельности дошкольных организаций образования, утвержденных постановлением правительства № 1353 от 21 декабря 2004 года, заявила: мы, родители, обязаны оплачивать 100 процентов затрат на питание ребенка. На мой взгляд, в Законе “Об образовании” и этих Типовых правилах есть противоречия. По всей видимости, руководство детского сада не слишком хорошо разбирается в иерархии нормативных правовых документов - ведь законы имеют первоочередную значимость перед постановлениями правительства. С начала августа до конца сентября 2012 года госпожа Беспаева не заключала со мной договор. За это время разбираться в ситуации приезжали даже работники районного отдела образования. Однако договор с нулевой оплатой с нами все-таки заключили. Вот тут началось самое интересное.
Меньше месяца 5-летняя София на бесплатной основе посещала предшкольную группу ясли-сада № 47. В октябре ее родителям за подписью заведующей детским садом Гульжахан Беспаевой приходит извещение о задолженности по оплате за питание ребенка в сумме 14 тысяч 320 тенге.
Не долго раздумывая, Ивановы обращаются в городское управление образования с вопросом: “За что платить, если в договоре указан “нуль”?” Одновременно по их инициативе в детсаду созывается родительское собрание по этому финансовому вопросу.
Спустя несколько дней родители воспитанников детсада № 47 получают за подписью первого заместителя начальника управления образования Алматы Жараса САНДЫБАЕВА любопытный ответ со ссылкой на вышеуказанные Типовые правила: мол, Евгения Иванова должна платить за питание ребенка, а в случае несвоевременной оплаты заведующая детским садом вправе отчислить ребенка. При этом руководство горуправления образования признает, что законом предусмотрена бесплатная предшкольная подготовка малышей, однако, сославшись на перегруженность детских садов, чиновники обозначили проблему организации бесплатных предшкольных групп в детских садах как нерешаемую.
- К слову, о перегруженности, - продолжает Евгения Иванова. - В тех же самых Типовых правилах, на которые нам так любят указывать, четко написано, что коммерческие группы, куда нас старательно пытались записать, создаются только при наличии свободных мест и площадей. Но если детские сады перегружены - на каком основании в них действуют хозрасчетные группы? Я уверена, что нашу правоту чиновники образования не хотят признавать по той причине, что в городе будет создан ненужный властям прецедент. Из-за моей настойчивости меня теперь обвиняют в создании в детском саду нервозной обстановки. Даже в полицию заявление на меня писали: дескать, я дебоширю! А я всего лишь отстаиваю право на то, что дано каждому из нас законом!
По словам Ивановых, опасаясь потерять место в детском саду, совсем недавно они все же оплатили выставленный им счет. К тому времени он превысил 21 тысячу тенге. Но теперь, имея на руках никем не отмененный договор с нулевой оплатой, семья намерена взыскать с детского сада понесенные расходы в судебном порядке.
Сейчас Евгения Иванова штурмует интернет-блоги нескольких госорганов с требованием разобраться в действиях заведующей детским садом и вышестоящих образовательных инстанций. Она уже обратилась и получила ответы, которые называет отписками, из Комитета национальной безопасности, Генеральной прокуратуры, Министерства финансов, Министерства образования и науки, МВД, финансовой полиции. Даже к премьер-министру женщина успела обратиться. Везде ей советуют искать правду в суде.
Впрочем, перспективы судебной тяжбы Ивановы обозначили для себя сразу и давно. Тем более что у них есть положительный пример. Друзья их семьи - Александр и Александра ШАБАЛТАЕВЫ прошли судебные инстанции по поводу непомерно высокой оплаты за детский сад еще в 2009 году. Правда, их дети посещали другое заведение - детсад № 23. За одного ребенка по иску детского сада семейной чете Шабалтаевых уплатить пришлось, так как на руках у них был договор, а вот за второго ребенка, посещение которого не было закреплено договором, детский сад взыскать деньги так и не смог…
Чем закончится финансовый конфликт Ивановых с детским садом, прогнозировать сложно: у обеих сторон - своя правда.
Между тем борьба “за нуль” в договоре обещает быть интересной. Дело в том, что при заключении того договора с Ивановой госпожа Беспаева графу по оплате изначально оставила пустой для окончательного согласования размера оплаты за питание ребенка, о чем извещает в одном из писем своим визави. Следуя этой логике, в государственных детских садах, стало быть, нет фиксированной оплаты, и каждый родитель может договориться с руководством индивидуально?
Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы