Окольцованный рэпер
Музыкант Самсон АРАКЕЛЯН (на снимке) - совсем не типичный рэпер. В песнях нет пропаганды наркотиков, а в жизни - серьезная работа и большая общественная нагрузка. В родном Актау БигСом - именно так звучит его сценический псевдоним - возглавляет областную федерацию баскетбола и все свободное время отдает развитию детского и массового спорта. В интервью газете “Время” он рассказал о том, что привело его на баскетбольную площадку, можно ли с пользой потратить 20 тысяч долларов и кто является настоящей рок-звездой в маленьком приморском городке.
- В баскетбол я пришел благодаря рэпу. Или в рэп благодаря баскетболу, - смеется БигСом. - В девяностые все смотрели НБА и слушали американский хип-хоп. Все это тогда тесно переплелось: Майкл Джордан был суперзвездой, а в клипах показывали крутых пацанов, которые вставляют мяч в кольцо сверху. Помните эти красивые кадры, где в баскет играют прямо на берегу океана? Всех цепляло.
Я, правда, начал играть поздно - только в 18 лет. В детстве занимался классической борьбой - у нас в Актау единоборства неплохо развиты. Потом у меня резко упало зрение - до минус семи. Врачи запретили физические нагрузки, а баскетбол мне всегда нравился. Можно сказать, что организм сделал выбор за меня.
- Как со слабым зрением можно играть в баскетбол? Там же меткость нужна?
- А я вставал под кольцо и забивал сверху. Промахнуться было трудно. Потом, когда уже заработал денег, сделал операцию. Сейчас у меня стопроцентное зрение. Правда, играть после этого я лучше не стал. Все так же стою под кольцом и жду мяча.
- Тебя можно назвать нетипичным спортивным функционером. У нас президенты федераций - чиновники, олигархи, но никак не музыканты.
- Не так важно, кто человек по профессии. Баскетбол для меня - это вторая работа, которой надо посвящать много времени. Мы в Актау сделали несколько серьезных проектов. В школьной лиге города играет около 500 школьников от 9 до 14 лет. Это наша гордость. Мальчики и девочки соревнуются весь сезон как взрослые. Мы даем им форму, мячи, обеспечиваем спортивным залом и судьями, помогаем финансово школьным учителям, а победители получают кроссовки, специально привезенные из США.
Детская лига - это место, где постоянно идет селекция. Мы просматриваем всех детей, выбираем лучших, с которыми тренеры занимаются отдельно. Есть у нас и лига для взрослых. Сейчас еще набирает популярность новая дисциплина - 3 на 3.
Я думаю, очень скоро стритбол попадет в олимпийскую программу. Мы даже ездили в Испанию на чемпионат мира для игроков не старше 18 лет. Нам дали wild-card - допуск на соревнования без предварительного отбора. Наши ребята никогда на таком уровне не играли. Но все равно Казахстан занял 25-е место из 32 команд. Я считаю, неплохой результат. Ставим задачу через два года попасть в десятку сильнейших.
- Баскетбол - один из самых непопулярных видов спорта в Казахстане. Даже в Астане на матчах международной Лиги ВТБ болельщиков очень мало. С чем это связано: людям не нравится, как мяч залетает в корзину, или клубы плохо работают?
- Критиковать легче всего. Если объективно посмотреть, то большие люди в Казахстане поддерживают хоккей и бокс, этим видам спорта выделяется больше денег, а баскет никому особо не нужен. Но мне все-таки кажется, что дело не только в этом.
Когда я возглавил областную федерацию, у нас тоже практически не было баскетбола - в смысле не было секций и клуба. Хотя спорт у нас любят. Боксер НИЯЗЫМБЕТОВ, который завоевал медаль на Олимпиаде, в нашем городе стал вообще, как рок-звезда, популярен. Нам удалось зажечь людей.
Сейчас в любительской лиге уже не четыре, а восемь команд, и в общей сложности играет больше тысячи человек. Для 250-тысячного населения города неплохо. И все это поднимается постепенно. У нас в стране есть такая проблема: если спонсор дает деньги, то он хочет получить результат здесь и сейчас. У нас задача другая - мы хотим, чтобы баскетбол стал спортом номер один в Актау. И результаты есть, хотя катастрофически не хватает залов и вообще страшный дефицит спортивных объектов. Разве что в Астане с этим все в порядке. Даже в Алматы, по-моему, играть негде - ни детям, ни взрослым. Но начать можно с малого. Достаточно повесить кольцо у себя во дворе, и мальчики начнут бросать в него мяч. Так мы и сделали. Сейчас у нас 500 детей в лиге. Через 5-10 лет кто-то из них сможет стать профессионалом. Через 20 лет они сами будут развивать баскетбол, потому что наш вид спорта - это болезнь, которая затягивает на всю жизнь.
- Объясни, за счет чего можно поднять посещаемость матчей?
- Не надо относиться к соревнованиям как к обязаловке. Мы, например, на матчи приглашаем диджеев, устраиваем битвы эм-си. Я написал гимн для “Каспия”, ребята выходят на площадку под мой речитатив. Сделайте событие интересным до мелочей - и зритель вас отблагодарит. Когда тут все только начиналось, интереса не было ни у болельщиков, ни у журналистов. В первый год я сам писал статьи для местных изданий. Потом они стали присылать корреспондентов на игры и наши акции. Народ потянулся.
- Откуда вы берете деньги на Лигу и поездки за рубеж?
- В основном спонсоры дают - что-то получаем из бюджета, что-то - от бизнеса.
- Верится с трудом.
- Людям нужно объяснять, какая от этого выгода. Идею надо уметь продать. Я привожу простые примеры. Какая-нибудь коммерческая организация собирается провести рекламную акцию, концерт или шоу. Бюджет - 20 тысяч долларов. Мероприятие пройдет в течение одного дня, и его очень быстро забудут.
И вот теперь представьте: 20 тысяч долларов хватит на то, чтобы 140 детей целый год играли в баскетбол. Не месяц и не два, а целый год! Все одеты в форму с логотипом компании. Репортажи с чемпионата снимает местное ТВ, газеты публикуют статьи про матчи, в Интернете регулярно появляются фотоотчеты о соревнованиях. Вот вам и эффект от рекламы.
У нас четыре года подряд бюджет федерации увеличивался вдвое, потому что спонсорам нравится то, что мы делаем. И самое главное - дети занимаются спортом. Мы, например, прямо на берегу Каспия построили баскетбольную площадку. Нашлись люди, которые оплатили строительство в обмен на размещение своей рекламы. У нас на набережной гуляют тысячи человек. И все они ходят мимо нашей площадки.
Самое главное - у нас честные отношения со спонсорами. Потому что важно не только заработать деньги, но и правильно их потратить. Например, мы можем всю спонсорскую помощь вложить в профессиональный клуб, но полезнее будет пригласить в Актау не крутых игроков, а опытных тренеров. У нас уже работают специалисты из соседних стран. Их задача - воспитать новое поколение игроков. В нашем “Каспии” нет ни одного местного баскетболиста, все приезжие. Мы хотим, чтобы через пять лет хотя бы трое ребят в команде были родом из Актау. Вот такая у нас цель.
- Откуда у тебя время на музыку, клипы и гастроли?
- А его и нет. Пять дней в неделю я работаю, как все обычные люди. В субботу и воскресенье занят баскетболом. За последние три месяца не написал ни строчки. Поэтому нет новых композиций, нет альбома. Меня уже называют мистером Синглом - напишу песню и пару лет катаюсь с ней по городам. Хотя хочется больше времени уделять творчеству. Я надеюсь в следующем году выпустить альбом. Но не в ущерб работе и баскетболу.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото из личного архива Самсона АРАКЕЛЯНА, Алматы