Принять Вана, выпить чашечку кофе…
Поздно расслабляться: в Казахстан едет очень жесткий китайский переговорщик
Сегодня он - в России, а уже завтра прибудет в Казахстан. Визит вице-премьера Китая Вана ЦИШАНЯ, который запланирован на 6-7 декабря, для Казахстана имеет немалое значение: согласно официальным сообщениям, высокопоставленный китайский чиновник примет участие в VI встрече казахстанско-китайской комиссии по сотрудничеству.
Помимо официальной повестки во встрече имеется еще и дипломатический подтекст - это первый визит китайского официального лица после очередного исторического XVIII съезда Компартии Китая. Фактически именно сейчас сформулированные съездом тезисы начинают обретать контуры реальной политики. И вписавшийся в первые же планы официального Пекина визит для Астаны повод заняться непривычным делом - не столько гордиться оказанной честью, сколько внимательно размышлять.
Последнее китайское предупреждение
По всем правилам китайской дипломатии, перегруженной на взгляд неискушенного наблюдателя символами и реминисценциями, поездка товарища Вана вряд ли имеет простой подтекст. Начать можно с самого простого: в прощальной речи предыдущего генсека КПК, уходящего председателя КНР - товарища Ху ЦЗИНЬТАО, пространство Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) занимает почетное третье место после ООН и G-20.
Это не просто намек - это констатация: оставляя Срединную империю следующему поколению политиков, глава КНР в своем официальном политическом завещании прямым текстом указывает, какое значение будет иметь для китайской политики пространство ШОС - Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан под фактическим патронажем Китая и России. А если точнее, патронажем Китая при пассивной роли России, чье историческое право на доминирование в регионе Пекин признает безоговорочно. Как на последнем саммите ШОС: где, не обращая внимания на противодействие российских чиновников, Китай заявил о своих притязаниях на Среднюю Азию и Казахстан. Не скупясь при этом на мантры о ведущей роли России.
В том числе и по этой причине в визите китайского чиновника значение имеет каждая деталь. Для примера можно взять нынешний статус Вана Цишаня. В официальных сообщениях его называют вице-премьером, что не совсем верно: до тех пор, пока ротация не завершилась (это произойдет в марте 2013 г.), он на первый взгляд малозаметный секретарь Центральной комиссии по проверке дисциплины и борьбе с коррупцией (по факту это серьезная спецслужба). Но при этом товарищ Ван - номинально будущий третий человек в стране. А значит, его поездка и маршрут приобретают принципиальную значимость. С вояжем по приграничным государствам отправился не генсек Си ЦЗИНЬПИН и даже не нынешний вице-премьер Ли КЭЦЯН, что означает некоторые потери России в статусе. И даже больше: Китай, судя по маршруту товарища Вана, рассматривает Российскую Федерацию либо в плоскости Евразийского союза, либо - Средней Азии. И то и другое для Москвы одинаково печально.
Передовой из Поднебесной
Предвидим радостные возгласы ревизионистов-реваншистов и прочих чиновников: статус Казахстана в контексте маршрута визита только выглядит резко возросшим. Оно, конечно, важно - тешить самолюбие державными амбициями, но делать это, мягко говоря, рано - республика, скорее всего, имеет значение в качестве региональной единицы и проводника российской политики в Среднюю Азию. Этот регион в глазах Поднебесной в первую очередь должен сохранять хотя бы видимость стабильности. Для этого Китай будет продолжать раздавать кредиты и займы, подспудно осуществляя мягкую торговую экспансию. Но главные изменения будут заключаться не в этом. Теперь Пекин будет не только вкладывать, но и защищать свои инвестиции - не зря ведь товарищ Ху в прощальной речи обозначил новый взгляд на безопасность, где намекнул на участие Срединной империи в локальных конфликтах. К слову, по мнению многих экспертов по региону, Поднебесная уже приняла некоторое участие в работе с бадахшанской (в Таджикистане) оппозицией. И вряд ли это единичная акция.
Для того чтобы понять еще несколько символов китайской политики, предлагаем взглянуть на некоторые детали биографии китайского чиновника, спешащего к нам в гости. Ван Цишань - один из первых молодых либералов, начавший свою карьеру еще во времена оттепели “дедушки” Дэна (Сяопина. - Ред.) и предложивший системную программу для реформирования аграрной отрасли. Фактически он один из архитекторов китайского экономического чуда и крупнейший на сегодня идеолог либеральных реформ. Об управленческих талантах товарища Вана говорят такие факты - с начала двухтысячных по настоящее время в Китае не было ни одного сложного проекта, к которому бы ни приложил свою руку этот чиновник. Он сдувал экономические пузыри, наводил порядок в банках, занимался организацией Олимпийских игр. И даже боролся с атипичной пневмонией, что, в общем-то, выходит за пределы его основной компетенции... В общем, все, чего требовала Родина, китайский чиновник исполнял на высочайшем уровне.
А если учесть его связи с мировой финансовой элитой, можно говорить наверняка: к нам едет жесткий переговорщик, с легкостью отстаивающий национальные интересы и умеющий заставлять работать народные социалистические деньги. И поверьте, если учитывать его нынешний статус борца с коррупцией (в Китае на это место могут поставить только крайне жесткого человека) и вехи биографии, данная оценка всего лишь бледное подобие бойцовских качеств товарища Вана.
Дракон суров, но он - дракон
Для чего нам нужно было все это вспомнить? Упомянутые моменты объединяет один, и он является самым важным. На переговорах в Астане речь будет идти, скорее всего, о десяти миллиардах долларов, которые Китай запланировал “раздать” республикам Средней Азии еще в июне нынешнего года в ходе саммита ШОС в Пекине. Тогда предполагалось, что при банке ШОС (офис которого будет в Пекине) появится специальный счет ШОС (куда вольет деньги Пекин). Им смогут пользоваться все страны, входящие в орбиту организации (читай Пекина). Однако инициативу зарубила Россия, посчитав неприемлемым такое резкое усиление влияния Китая в Средней Азии.
Однако, как показывает практика, для Поднебесной, а тем более для Поднебесной, которая предлагает деньги, закрытых дверей в регионе попросту не существует. Еще тогда эксперты по Китаю предсказывали, что Пекин будет раздавать эти деньги если не в рамках ШОС (что было бы выгодно России, поскольку позволяло бы контролировать вливания), то совершенно неконтролируемо - на двусторонней основе. Что, похоже, и начнется в ходе VI заседания казахстанско-китайской комиссии по сотрудничеству. А поскольку комиссия со стороны Казахстана ожидается правительственная, совершенно нет оснований считать, что она откажется от дешевых китайских денег и вообще будет вести себя с китайским посланником неподобающим образом, отстаивая интересы нашей страны.
Но все же если чудесное преображение казахстанских чиновников состоится, мы рекомендуем обратить в ходе переговоров внимание вот на какой момент (о нем широко писала российская пресса).
Иностранный гость известен еще и тем, что в ходе переговоров с Игорем Сечиным по поводу долгосрочного контракта с “Роснефтью” он расставил приоритеты таким образом, что Россия, обговаривая условия строительства трубы в Китай (что выгодно Поднебесной), потеряла на договоренностях 3,5 млрд. долларов.
Этот факт, очень хочется надеяться, казахстанские чиновники будут держать в голове постоянно. Потому что для китайского деятеля, а тем более деятеля такого уровня, совсем неважно, какого цвета кошка. Важно, что она ловит мышей.
Михаил ПАК, шеф-редактор Восточного бюро ИА REGNUM, специально для газеты “Время”