Не ищите крайнего!
Министр труда и социальной защиты населения страны Серик АБДЕНОВ, выступая на первом форуме линейных руководителей фонда национального благосостояния “Самрук-Казына”, заявил: возглавляемое им ведомство предлагает ужесточить ответственность профсоюзов за провоцирование трудовых конфликтов. По его словам, карательная норма будет предусмотрена в разрабатываемом Минтруда проекте закона о профсоюзах. Кроме того, планируется внесение соответствующих поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный кодекс. Мы поинтересовались у наших экспертов, что они думают по поводу этой инициативы.
Сиязбек МУКАШЕВ, председатель Федерации профсоюзов Казахстана:
Не провоцируем, а разрешаем конфликты
- За благополучие в нашем государстве должны отвечать все вместе - и бизнес, и власть, и профсоюзы. Все негативы трудовых отношений приписывать профсоюзам, говорить, что они являются инициаторами конфликтов или споров, неправильно и абсолютно некорректно. Тем более что чаще всего именно работодатель создает конфликтные ситуации, когда нарушает законодательство о труде, права работников, вовремя не выдает заработную плату, необоснованно ущемляет интересы трудящихся, подводит под сокращение неугодных. У нас существуют определенные нормы взаимоотношений согласно коллективному договору. Там прописывается все от “А” до “Я”: социальный пакет, права и обязанности сторон. Этот документ является правовым актом. И если какая-либо из сторон грубо нарушает нормы Трудового кодекса или коллективного договора, она, естественно, и должна нести ответственность.
Сейчас все время ссылаются на жанаозенские события. Конечно, это очень серьезная рана для нашего государства, это трагедия. Но рассматривать трудовые конфликты на одном этом примере нельзя.
Мурат МАШКЕНОВ, генеральный секретарь Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана:
Предоставьте нам равные полномочия
- Такими методами, которые предлагает Минтруда, проблему не решить. Вместо того чтобы применять карательные меры, надо пересмотреть всю структуру отношений в рамках социального партнерства. И предоставить профсоюзам определенные полномочия для того, чтобы они могли стать равными участниками диалога, а не просителями. На уровне предприятий - с работодателями, на уровне трехсторонних переговоров и соглашений - с местными органами власти и работодателями, а также на республиканском уровне. У нас сегодня равенство социальных партнеров, отраженное в Трудовом кодексе, увы, декларативное. Предложения профсоюзов попросту игнорируются, а решения принимаются односторонние. Захотела власть решить так, согласовала с работодателями, а мнение профсоюза никого не интересует.
Я считаю, что такой подход - ужесточение мер административного и уголовного преследования - очень шаток. Потому что, во-первых, в конфликте юридически очень трудно определить виноватых. Представьте себе трудовой конфликт на предприятии. Кто виновен - весь коллектив или профсоюз? В законодательстве нет коллективной ответственности, ответственность персонифицирована. А доказать, кто именно виноват, пусть даже в большей или меньшей степени, очень сложно.
Есен УКТЕШБАЕВ, лидер незарегистрированного профсоюза промышленных, бюджетных отраслей, агрокомплекса и сферы услуг “Жанарту”:
“Ручное управление” - не про нас
- Со стороны правительства это не очень хорошая затея. Думаю, в ответ страна получит негативную реакцию со стороны международных организаций и профсоюзных центров. Мы будем просто посмешищем перед ними, что скажется на имидже нашей страны.
Кроме того, я не уверен, что эти нововведения будут способствовать поддержанию стабильности в тех трудовых коллективах, где и без того тяжелая психологическая ситуация, с учетом кризиса, проблем с зарплатой и так далее.
На мой взгляд, власти пытаются сделать профсоюзы своим орудием, с помощью “ручных” профсоюзов держать трудящихся под контролем. Из этого ничего не выйдет. Коллективы просто не будут нуждаться в таких профсоюзах. Если работник и работодатель не могут добиться решения проблемы путем переговоров, “круглых столов”, примирительных комиссий, то начинается забастовка. Для любого независимого профсоюза это один из главных методов борьбы. Это мировой опыт.
Кроме того, попытка замолчать не решает саму проблему. Рано или поздно протест вырвется наружу. И тогда могут произойти стихийные акции протеста. И тогда этот “ручной” профсоюз не поможет.
Подчинив профсоюзы себе, отняв права, правительство сделает их неполноценными.
И такой момент. Почему правительство ни с кем не обсуждает эту идею? Я считаю, что такие планы должны быть обсуждены во всех трудовых коллективах. Но все решается кулуарно, а людей просто ставят перед фактом.
Владислав КОСАРЕВ, депутат мажилиса, лидер КНПК:
Рабочие - не рабы!
- Инициативы Минтруда неправильные! Мы тогда что - рабовладельческое общество создадим? Нельзя так поступать! Мы демократическое общество. Профсоюз - законно созданная организация, которая защищает интересы наемных работников. Ограничить его в правах - значит повысить степень эксплуатации и снять ответственность со всех органов перед работниками. Надо, чтобы работодатель отвечал за те условия, в которых человек работает, за ту зарплату, которую он получает. Она должна выдаваться своевременно и в полном объеме. И надо еще добиваться распределения прибыли среди работников, чтобы люди получали больше с произведенного продукта, чем они получают сейчас.
Денис АЛИМБЕКОВ, правозащитник:
Нужен институт переговорщиков
- Есть закон о профессиональных союзах, общественных объединениях, юридических лицах, где четко прописана их ответственность. Все и так понимают, что профсоюз как общественное объединение должен работать легально и не нарушать законодательства страны. По сути, профсоюз - это посредник между работодателем и рабочим. Если это хороший профсоюз, то он не доводит дело до суда и сразу находит какой-то компромисс.
По моему мнению, ответственность профсоюзов ужесточают на фоне жанаозенских событий. Но я не вижу никаких предпосылок для этого. Просто во главе профсоюзов должны быть честные работники, которые готовы отстаивать интересы трудового коллектива. А у нас, если разобраться, профсоюзы работают слабо. В своих командировках всегда разговариваю со своими попутчиками. Среди них люди разных профессий - учителя, врачи, госслужащие. Они часто заводят разговор о том, что их не устраивает на работе: зарплата, условия. Я им отвечаю: у вас есть профсоюз, вы отчисляете взносы и можете туда обращаться. Но собеседники всегда отмахиваются: мол, профсоюз ничего делать не будет, он подконтрольный. Вот она, наша действительность.
А для разрешения конфликтных ситуаций нужно вводить институт переговорщиков, которые бы улаживали конфликты, разряжая, таким образом, социальную напряженность.
Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА, исполнительный директор общественного фонда “Хартия за права человека”:
Пусть каждый занимается своим делом
- Министерство труда и соцзащиты является гражданским ведомством, которое должно обеспечивать защиту социальных и экономических прав трудящихся и пенсионеров. Для усиления ответственности за провоцирование конфликтов существуют разработчики законопроектов в лице Министерства юстиции. Поэтому внесение поправок в КоАП и Уголовный кодекс с подачи Минтруда - нонсенс.
Что конкретно министерство имеет в виду, говоря о конфликтных ситуациях? Разжигание социальной розни? Но ведь нет понятия “разжигание” - есть “возбуждение”. Пусть объяснят. Между прочим, названное ведомство как раз и существует для того, чтобы избегать этих самых конфликтных ситуаций. Чтобы заставить работать отраслевые законы, подведомственные структуры, органы местной исполнительной власти, с тем чтобы вопросы социальной защиты стояли на первом месте. А не для того, чтобы усиливать ответственность.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы