Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, министр образования и науки: Даже я, академик, к ЕНТ готовился бы ответственно
Впервые в истории газеты “Время” по телефону на вопросы читателей министр образования и науки РК Бакытжан ЖУМАГУЛОВ (на снимке) отвечал лично. За два часа глава МОН РК ответил на несколько десятков вопросов. Вот самые интересные из них.
Вопрос редакции газеты “Время”:
Какие новшества ожидают систему образования в будущем учебном году?
- Во-первых, мы приступим к активному распространению опыта Назарбаев Университета, Назарбаев интеллектуальных школ и АО “Кәсіпқор” на всю систему казахстанского образования. Во-вторых, в дошкольном образовании мы приступаем к внедрению раннего изучения английского языка, а в школах - к пилотному внедрению полиязычия в школьной программе и внедрению английского языка с 1-го класса. В-третьих, в школьном образовании и ТиПО мы начнем поэтапный переход на подушевой механизм финансирования. Это позволит выровнять расходы на образование в региональном сравнении, повысит прозрачность и эффективность затрат, в конечном итоге будет способствовать повышению и выравниванию качества обучения во всех регионах. В-четвертых, для повышения качества педагогического состава будут усилены стандарты базового педагогического образования и требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов. Мы создадим интегрированные центры повышения квалификации педагогов в каждом регионе. В-пятых, мы приступаем к реализации пятилетней программы функциональной грамотности. В-шестых, в техническом и профессиональном образовании мы приступаем к внедрению дуального образования через базовые предприятия ФНБ “Самрук-Казына”. Это позволит осуществлять подготовку специалистов, имеющих навыки практической работы. Профессиональные лицеи будут преобразованы в колледжи, что позволит учащимся получать стипендию. В-седьмых, в высшем и послевузовском образовании будет запущена совершенно в новом формате аккредитация вузов. Этот инструмент поддержания и развития качества образования основан не на государственном контроле и администрировании, а на общественно-профессиональной оценке. Начиная с будущего учебного года вузы будут проходить независимую аккредитацию с участием общественных организаций и ведущих зарубежных экспертов. Активно будет вовлекаться студенчество. Все это позволит объективно оценивать качество образования. В-восьмых, начнется создание независимой системы подтверждения квалификации выпускников вузов. Она включает разделение процесса оказания образовательных услуг от оценки их качества и создание в пилотном режиме независимого центра подтверждения квалификации педагогов. Ну и, наконец, в-девятых, министерством будет осуществляться перевод и издание на государственном языке лучших зарубежных учебников для студентов вузов.
Даурен АБАЕВ, учитель физики, Кокшетау:
Мы слышали, что в регионах созданы департаменты по контролю в сфере образования. С какой целью их создали, если контролеров и без них хватает?
- Вообще это мировая практика, когда образовательные услуги оказываются местными исполнительными органами, а основные контролирующие функции государство оставляет за собой. В апреле прошлого года глава государства дал поручение прекратить порочную практику проверки местными исполнительными органами своих собственных услуг. В результате мы создали комитет контроля в сфере образования. В каждой области работают департаменты, проводятся мониторинг, аттестация как педагогов, так и школ в целом. До 29 апреля 2012 года, когда был создан комитет, министерство практически было оторвано от школ: мы не назначали ни директоров школ, ни заведующих районными отделами образования. Стало быть, и за качество услуг тоже не отвечали. Теперь министерство знает реальную картину на местах. А я знаю что в какой школе делается, за что с меня можно спросить.
Малика, Астана:
В этом году комиссии на местах проведения ЕНТ стали обыскивать выпускников, раздевая их буквально до белья. Как вы боретесь с таким безобразием?
- Еще 1 июня я сказал, что такие факты недопустимы. Но, к сожалению, такой факт произошел в Национальном аграрно-техническом университете в Астане. Родители подали вполне закономерно жалобу, и за это виновные сотрудники понесут наказание. Копаться в белье подростка - страшное унижение для выпускника, который пришел сдавать экзамен. И я призываю всех родителей и выпускников в случае подобного поведения членов комиссий незамедлительно обращаться в министерство. Мое мнение таково: подход в работе комиссий должен быть таким, как будто сидят в аудиториях не чужие дети, а их собственные.
Людмила НАЗАРОВА, Караганда:
Хочу поблагодарить министра за программу “Балапан”, благодаря которой я устроила своего ребенка в детский сад и теперь спокойно могу выйти на работу.
- По поручению главы государства к 2020 году охват детей дошкольным образованием должен составлять 100 процентов. Реализация программы “Балапан” началась всего полтора года назад, но нам удалось обеспеченность детей от 3 до 6 лет детскими садами увеличить с 36 до 64,5 процента. В Караганде активно реализуется государственно-частное партнерство в сфере дошкольного образования, благодаря которому привлекаются деньги частных инвесторов. Развитие детского сектора очень хорошо стимулировано подушевым финансированием: по программе “Балапан” за каждым ребенком закрепляется 189 тысяч тенге в год вне зависимости от того, с какой формой собственности малыш посещает детский сад. На сегодняшний день число детских садов по стране уже более 8 тысяч, хотя еще несколько лет назад их было в два раза меньше.
Михаил, Караганда:
Есть вузы, которые входят в так называемую группу риска и близки к закрытию. Нельзя ли этот список опубликовать, чтобы родители знали, куда не стоит отдавать детей.
- Ежегодно мы публикуем рейтинги вузов, в которых нет заведений, чьи услуги вызывали бы сомнение. Есть еще внутриведомственный список неблагополучных вузов, которые находятся под контролем министерства. Мы не преследуем цели закрывать такие вузы, нам нужно, чтобы выбор делали сами абитуриенты и их родители. Поэтому те учебные заведения, которых в рейтинге нет или которые имеют низкую оценку, естественно, не пользуются популярностью у студенчества. К ним со стороны министерства принимаются системные меры и особый контроль. Рано или поздно они сами прекратят свою деятельность.
Жанар ЖАКЫПБЕКОВА, учитель СШ № 8, Текели:
От себя лично и от нашего коллектива хочу поблагодарить вас за проводимые вами реформы в системе образования. Это касается и повышения статуса педагогов, и новой системы переподготовки кадров. Также большая благодарность от родителей и выпускников за организацию проведения ЕНТ…
- Вас никто не подготовил? (Смеется.). Для министра непривычно слышать такие слова… Как министр скажу вам, что делал, делаю и буду делать все для поднятия статуса учителя, главного человека в школе. Вы же понимаете, не столь важно школу озолотить, сколько внутреннее содержание педагогического состава. По новой системе повышения квалификации в случае получения учителем первого уровня его зарплата повышается сразу в два раза. Мы создаем лигу лучших учителей Казахстана, 48 из них ежегодно будут получать государственную стипендию в размере 1000 МРП, то есть примерно 10 тысяч долларов.
Талап, Алматы:
Родственники из Чиликского района говорят, будто в этом году на ЕНТ по истории были странные вопросы. Например, какие у Розы РЫМБАЕВОЙ любимые платья или какого цвета одежду носил батыр Райымбек? Что это за вопросы такие?
- Мне мой друг однажды звонит и говорит: “Вот передо мной сидит историк, у которого сын сдавал ЕНТ и отвечал на вопрос: сколько лошадей Чингисхан менял за один поход?”. Подняли мы тестовые задания - нет такого вопроса. И выяснилось, что лет семь назад в каком-то интервью какой-то историк обмолвился о таком задании, и это обыгрывается до сих пор. Я заявляю вам, что таких вопросов не было и нет. Все вопросы соответствуют стандартам, на последней стадии 166 лучших педагогов страны проводят их экспертизу. Несмотря на то что тестовых заданий в базе свыше 149 тысяч, выяснить о наличии вопроса про Розу Рымбаеву и подобных примеров можно за минуту, набрав в поисковике нужное слово. Я проверю этот факт. И если подтвердится, что такой вопрос действительно был, я готов принести извинения за тех, кто готовил вопросы.
Инна КРЫЛОВА, Алматинская область:
В России при проведении Единого государственного экзамена выпускникам дают возможность подтвердить свои знания, объяснив метод решения задачи. У нас планируется внедрить такую практику?
- Через год мы разделим ЕНТ и КТА (комплексное тестирование абитуриентов), выпускники школ будут сдавать либо госэкзамен, либо тестирование по своему выбору. Кто захочет поступать в вуз, пройдет тестирование, остальные могут ограничиться выпускным госэкзаменом. Там и будет широкий размах для творческого подхода.
Алтай, выпускник колледжа:
Не считаете ли вы, что введение в этом году комплексного тестирования для абитуриентов, окончивших колледжи, перегружает нас, так как помимо выпускных экзаменов и защиты диплома мы уже сдавали НОК - независимую оценку качества?
- Я считал и считаю, что введение обязательной сдачи КТ для поступающих в вузы выпускников колледжей - мера необходимая и справедливая. Ежегодно около 70 тысяч выпускников колледжей поступали в вузы без всяких экзаменов, получали дипломы по сокращенной программе. Шло перенасыщение рынка некачественными дипломами. В конце концов пора приучить молодежь к тому, что не количество дипломов определяет профессионализм, а реальное знание своей специальности. С этого года все абитуриенты находятся в одинаковом положении. А для выпускников колледжей и профессионально-технических лицеев мы дополнительно выделили 2700 грантов. В скором времени вы поймете, что жесткие требования при подготовке будущих специалистов будут всем на пользу.
Дуйсенгали КАЛИЕВ, Алматы:
Мое убеждение, что ЕНТ - лотерея, и большинство детей надеются на удачу, нежели на свои знания. Вы с этим согласны?
- Как математик, понимающий принципы лотерейных игр, скажу, что между лотереей и тестами в содержательном плане общего ничего нет, но внешние сходства есть. Сдавать ЕНТ действительно непросто, ведь заданий, которые практически не повторяются, аж 149 тысяч. Люди моего поколения говорят: зачем тесты, сделали бы лучше экзамены. Я принимал сам экзамены когда-то и хорошо знаю все недостатки прежней системы, когда хозяевами положения были педагоги, и они решали по внутреннему убеждению судьбу детей. Сейчас более чем в 100 странах мира для проверки знаний учащихся используются тестовые задания. У нас ЕНТ проводится девятый раз. Заметьте, и задания мы привели в порядок, и исключили человеческий фактор. Есть дети, которые рассчитывают на удачу, но есть и те, кто предпочитает думать, готовиться. Меня журналисты часто спрашивают: буду ли я сам сдавать ЕНТ? Я академик, доктор наук, профессор, и я не знаю, насколько готов сдать ЕНТ, ведь школьную программу проходил 42 года назад. Конечно, если мне дадут поработать над программой, по которой меня затем протестируют, я буду готов пройти ЕНТ.
Узакбай АЙТЖАНОВ, Алматы:
Мой сын набрал по ЕНТ 87 баллов, хотя учился хорошо, оттуда вычли 21 балл за тесты по языку, осталось 66 баллов. Как теперь с таким результатом в государственный вуз поступать, если там минимальный порог 70 баллов? Нельзя ли этот порог снизить?
- Ваш сын может поступить в другой вуз, где порог составляет 50 баллов. Почему мы пересмотрели минимальный порог при поступлении в национальные вузы в сторону увеличения? Потому что в этих учреждениях должны учиться лучшие из лучших. До этих изменений очень часто выпускники сельских школ, имевших льготы, оказывались в более выгодном положении, чем алматинские или столичные абитуриенты, что, естественно, вызывало вопросы. С ноября в течение 4 месяцев мы мониторили ситуацию, провели пробные тестирования, и уже сегодня предварительные итоги ЕНТ показывают, что именно в сельских школах показатель упал на 15 баллов, а в городах Астане и Алматы - только на 1-2 балла. Более того, если в прошлом году минимальный порог не перешагнули 10 процентов всех абитуриентов, то в этом году эта цифра возросла до 30 процентов. То есть одинаковые требования расставили точки над “i”. Поэтому 66 баллов - неплохой результат. И если парень хорошо учился, подавайте на апелляцию, тем более с этого года апеллировать по итогам ЕНТ можно в специально созданный штаб при министре образования. Даже если шанс изменить итоги ЕНТ составляет один к ста, я всегда поддерживаю абитуриента.
Я бы не хотел обнадеживать родителей снижением минимального порога для поступления в вузы. Для вас предлагаю такой вариант: если ваш сын поступит и будет отлично учиться в другом вузе, например, в Казахском экономическом университете им. Т. Рыскулова, по итогам первого курса его могут перевести в КазНУ им. аль-Фараби. Из личного опыта скажу: я после школы пошел в армию, потом поступил на подготовительное отделение в КазГУ и только потом стал студентом, то есть через четыре года после окончания школы.
Людмила КИМ, Караганда:
Я председатель ОО “Город, дружественный к ребенку”. Под вашим руководством в августе прошлого года прошел республиканский педсовет, где было решено создать совет НПО при комитете по охране прав детей. Подобный совет есть у нас в Караганде, я являюсь заместителем председателя. Планируется ли проведение республиканского форума НПО в этом году?
- Планируется, примерно в октябре-ноябре 2012 года состоится республиканский слет НПО с моим участием, а августовские педсоветы как были, так и будут, ведь это тоже очень важное мероприятие.
Многие годы мы упускали из виду тот факт, что родители также должны принимать активное участие в воспитании детей, как и школа. Для этого ставится задача о необходимости создания в школах попечительских советов. Вы, конечно, скажете, что они уже есть, но в существующем виде они не имеют никакой четкой нормативно-правовой базы. Если бы попечительские советы участвовали при назначении директоров школ, распределении финансовых средств, влияли бы на стратегию развития школ, то они бы пользовались серьезным авторитетом. Пока же попечительские советы работают на уровне школьных родительских комитетов. В этом году мы намерены ситуацию кардинально поменять, в том числе в пилотном режиме внедрить по примеру дошкольных учреждений подушевое финансирование в школах. Это действительно изменит общую атмосферу в школах и сделает их прозрачнее.
Александр ЕГОРОВ, научный сотрудник Института географии, Алматы:
Недавно был подписан договор между правительством РК и ЮНЕСКО о создании первого в мире международного гляциологического центра. Будет ли финансироваться центр со стороны нашего министерства или исключительно за счет средств ЮНЕСКО?
- Ирина БОКОВА, генеральный директор ЮНЕСКО, недавно была в Астане, и мы действительно подписали договор о строительстве этого центра. В пригороде Алматы - в поселке Алатау - идет выбор земельного участка, на проектирование центра выделено 156 млн. тенге. И раз уж Казахстан является участником договора о создании этого учреждения, значит, мы берем на себя и обязательство в его финансировании.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы