10249

Солдаты виртуальные, угроза реальная

Исламистская группировка “Джунд аль-Халифат” (“Солдаты Халифата”), действующая в Казахстане, взяла на себя ответственность за убийства французских военных и нападение на еврейскую школу в Тулузе. Об этом сообщила на днях русская служба Би-би-си.

Согласно данным агентства, “Солдаты Халифата” заявили, что Мохаммед МЕРА (французский террорист, совершивший в период с 11 по 19 марта 2012 года в Тулузе и Монтобане два нападения на французских военных и одно на еврейскую школу. В результате действий преступника погибли 7 человек, еще двое были тяжело ранены. 22 марта 2012-го Мера был убит в перестрелке с полицией, попытавшейся штурмом взять дом, где он укрывался. - Р.Б.) был одним из их боевиков.
“На сайте группировки “Солдаты Халифата” Мохаммед Мера назван “Юсуфом французским”, - пишет Би-би-си, - а также говорится о том, что его “операция потрясла оплот сионистов-крестоносцев”.
“В Генеральной прокуратуре Казахстана заявляют, что уже несколько лет в Афганистане действует подполье, состоящее из граждан Казахстана”, - говорится в статье.

Чем это чревато для международного имиджа нашей страны?
- То, что наша республика является “экспортером” террористов для определенных группировок, уже давно ни для кого не секрет, - говорит политолог Марат ШИБУТОВ (на снимке). - Но при этом надо понимать: Казах­стан - не террористическое государство. Террористическая страна - это страна, которая поддерживает терроризм. Таких стран сейчас в мире фактически нет. Но есть другая градация - страны с высокой, средней и низкой вероятностью терактов. На мой взгляд, Казахстан относится к странам со средней вероятностью терактов. Что касается заявления “Солдат Халифата”, что Мохаммед Мера был их членом, я думаю, это полная ерунда. На мой взгляд, “Солдаты Халифата” - это виртуальная организация. Просто они выступают как пиарщики реального террористического подполья в Казахстане.
По словам Шибутова, средний возраст “солдат” - 23-24 года.
- Я думаю, что они слишком молоды, чтобы их признали эмирами террористических групп, - замечает он в связи с этим. - Так что если у них и есть связь с реальными террористами, то только эпизодическая. Они специально приписывают себе ответственность за громкие теракты, потому что их невозможно найти. Таким образом, возникает удобный альянс: одни совершают теракты, а другие берут на себя за них ответственность. Тем самым внимание спецслужб отвлекается на ложные цели.
Шибутов уверен, что виртуальная активность “солдат” не будет иметь для Казахстана каких-либо серьезных последствий.
Аналогичной точки зрения придерживаются и в Министерстве иностранных дел Казахстана. В беседе с нашим корреспондентом официальный представитель МИД Алтай АБИБУЛЛАЕВ подчеркнул, что заявления различных террористических организаций не скажутся на имидже Казахстана.
- Поэтому и комментировать эту публикацию или предпринимать какие-либо меры в связи с ней мы не намерены, - добавил он.

Не верит в реальность этой террористической группировки и политолог Ерлан КАРИН (на снимке).
- Я не верю в их существование, - говорит он. - Я, конечно, помню, что Генпрокуратура и спецслужбы Казахстана подтверждали факт деятельности этой организации, но я в этом сомневаюсь. Деятельность террористических организаций требует огромных ресурсов - организационных и материальных. “Солдаты Халифата” уже брали на себя ответственность за теракты на территории Казахстана, а теперь их люди якобы осуществляют теракты во Франции. То есть получается, что это уже международная организация, но это маловероятно. Тем не менее наша задача - властей и общества - не дать возможности появления таких организаций. Мы должны думать о том, чтобы не создавать внутренних предпосылок для появления терроризма.

Коллега Карина Досым САТПАЕВ (на снимке) уверен: на данный момент ни одно государство мира не имеет иммунитета перед терроризмом и радикальными террористическими группами.
- Казахстан в течение долгого времени находился в тревожной зоне с повышенными террористическими рисками, - говорит он. - Но это касалось в основном наших соседей. А теперь эта угроза стала опасным трендом и в Казахстане.
При этом Сатпаев напоминает, что различные террористические организации имеют привычку брать на себя ответственность за теракты, в том числе и за те, которых не совершали.
- Проверить достоверность таких заявлений довольно сложно: была ли эта организация мозговым центром теракта или просто “примазалась”, - считает он. - С другой стороны, не секрет, что граждане Казахстана нередко участвуют в деятельности различных террористических групп на территории России - в Дагестане, Чечне и Ингушетии, воевали на стороне движения “Талибан” и Исламского движения Узбекистана. То есть Казахстан уже давно стал частью транснациональной террористической сети. Поэтому нельзя исключать вероятности того, что в перспективе наши граждане будут принимать более активное участие в террористическом “интернационале” - либо как организаторы, либо как исполнители.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть