Как дощечку подберёте, так она и запоёт
В среду в алматинском Центральном государственном музее впервые открылась республиканская выставка национальных музыкальных инструментов “Степные напевы”. Двадцать молодых мастеров творческого клуба “Галамарт” не только представили на суд зрителей свои творения, но и дали мастер-класс по изготовлению домбры и кобыза.
Народные музыкальные инструменты занимают значительное место в казахской культуре. Одним из самых древних инструментов является кобыз, который, по преданиям, был сделан покровителем поэтов Коркыт-ата, жившим в VIII веке. Легенда гласит, что этот инструмент стал непременным атрибутом шаманов, так как считалось, что его звуки могли изгонять злых духов, болезни и даже смерть.
- Кобызы делают из цельного куска дерева, потому что, по древним верованиям многих народов, только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, - рассказывает Рауан АБДРАХМАНОВ. - Для изготовления кобыза обычно используется ствол можжевельника, клена, сосны, березы. Процесс создания инструмента очень трудоемкий и требует от мастера большого умения, ведь нужно правильно соблюсти все пропорции, чтобы кобыз пел. Есть исполнители, которые с помощью мелодий этого инструмента лечат болезни.
На выставке Рауан представил многострунный щипковый жетыген, который тоже делается из цельного куска дерева. Существует множество легенд об истории его возникновения. В одной из них говорится о старце, который потерял семерых своих сыновей. В память о них он сочинил печальную мелодию, которую исполнял на инструменте, сделанном собственными руками. Поначалу он имел семь струн, сегодня их количество дошло до тринадцати.
Можно было на выставке увидеть, как делается самый излюбленный инструмент казахов - домбра.
- Домбра требует особого подхода, и мастер должен рассчитать все до мелочей, чтобы инструмент пел в руках исполнителя, - говорит Еркебулан УАЛИЕВ. - Как говорится в пословице, нағыз қазақ - қазақ емес, нағыз қазақ - домбыра, что в переводе означает: истинный казах не сам казах, а домбра. Начинается рождение домбры с подбора дерева. Традиционно мастера используют древесину твердых пород, например клен и сосну. После того как материал готов, начинается кропотливый процесс создания множества деталей домбры - каждая составляющая инструмента играет свою важную роль в звучании будущего инструмента. Крайне кропотливый процесс - изготовление деки для домбры. Погрешность даже на один миллиметр может привести к неприятным изменениям звучания инструмента. Точность и выдержка в этом деле - качества, без которых мастеру просто не обойтись.
Рядом с Еркебуланом навязкой ладонов - порожков на грифе домбры - занят Нуркен МОЛДАСАН.
- Навязка не менее тонкое дело: чуть не так сделал - и инструмент будет фальшивить, - заявляет мастер. - Навязка зависит от длины грифа, длины струны, которая у каждого инструмента может быть различной.
- Обратите внимание вот на эту домбру, - обращается к журналистам старший мастер Алмас МУСТАФАЕВ, - она изготовлена из черного дерева, специально привезенного из Африки. Это очень плотный материал, и поэтому звучание этого инструмента отличается от обычных. Домбра имеет множество разновидностей: для пения, кюев, профессиональная или любительская. К каждому виду подбирается определенная порода дерева. Например, клен дает звонкость, и инструмент из этого дерева больше подходит для эстрадных выступлений, а береза или лиственница звучат тепло, и их используют для изготовления традиционных инструментов. Самым идеальным деревом считается тянь-шаньская ель. Такая домбра поет звонко и ярко.
На экспозиции были представлены не только известные всем кобыз, домбра или сазсырнай. Посетители увидели 13 видов инструментов, например, смычковый сазген, или токылдак, на котором металлические шарики ударяются друг о друга и издают высокие звуки. Особый интерес вызвали ударно-шумовые - дабыл, дауылпаз, шындауыл, шын, кепшик, дангыра и другие, а также нетрадиционные: домра-прима, прима-кобыз, четырехструнные инструменты, похожие на скрипку.
- Очень впечатлили работы ребят, - признался председатель правления Союза художников Байтурсын ОМАРБЕКОВ (на снимке). - Инструмент должен не только звучать, но и быть красивым и удобным, и это удалось мастерам. В детстве я мечтал стать музыкантом, играл на баяне, домбре. Но судьба распорядилась так, что я стал художником, но до сих пор, когда бывает грустно, беру домбру - и все как рукой снимает. Музыка - лучшее лекарство от любой депрессии.
Тем временем зал наполнился красивой мелодией кобыза. Девушка касалась смычком инструмента, и, казалось, он не играл, а рассказывал. Затем к ней присоединился голос домбры, и они повели зрителей в мелодичный мир кюя.
Выставка продлится до 10 апреля.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы