Резолюционная ситуация
Что стоит за оценкой Европарламентом положения дел в Казахстане?
На прошлой неделе Европейский парламент принял резолюцию по Казахстану, в которой осудил “насильственный разгон полицией демонстрантов в Жанаозене” и призвал власти нашей страны прекратить преследование оппозиции и независимых СМИ.
В резолюции, принятой 14 марта 2012 года, упоминается практически все, чем жила наша страна последние несколько месяцев. Причем Европарламент выражает свою позицию достаточно жестко. Основной упор, конечно же, делается на жанаозенские события 16-17 декабря прошлого года. Говорится в резолюции и об арестах лидера незарегистрированной партии “Алга!” Владимира КОЗЛОВА и главного редактора газеты “Взгляд” Игоря ВИНЯВСКОГО, об изъятии офисной техники из редакции газеты “Голос Республики” и вызовах на допрос в КНБ ее главного редактора Оксаны МАКУШИНОЙ. Не забыли депутаты и о преследовании общественных деятелей Айнура КУРМАНОВА, Есена УКТЕШБАЕВА, правозащитника Вадима КУРАМШИНА, лидера движения “Гастат” Айдоса САДЫКОВА и активистов общественного объединения “Оставим народу жилье”. Также Европарламент обеспокоен принятием законов о нацбезпасности, о религиозной деятельности и религиозных объединениях, об Интернете. Отдельным пунктом идут парламентские выборы, признанные не соответствующими стандартам ОБСЕ.
- Резолюция получилась довольно жесткой, - заявил газете “Время” Досым САТПАЕВ. - Хотя говорить о том, что после ее принятия Казахстан ждут какие-то санкции, в частности экономические, не стоит. Сама резолюция фактически является политическим документом, в котором указаны рекомендательные моменты для Казахстана, пусть и в жесткой форме. Но удивляет то, что сама резолюция была принята с некоторым опозданием. В частности, в ней отмечаются события в Жанаозене, которые произошли несколько месяцев назад, и закон, регулирующий деятельность религиозных организаций, принятый в прошлом году. К тому же некоторые данные в ней уже устарели. Это касается требований освободить Наталью Соколову и Игоря Винявского. Они уже на свободе, так что в этом плане протест уже неактуален. Но в целом к этой резолюции казахстанским властям нужно относиться с некоторой долей настороженности, потому что она некий индикатор, тревожный сигнал о том, что в самом Европейском союзе уже довольно жестко критикуют политику двойных стандартов, которую проводят многие европейские государства по отношению к постсоветскому пространству, в том числе и к Казахстану. В случае с Казахстаном это модель “энергоресурсы в обмен на демократию”. Этот принцип на самом деле доминировал в отношениях между Казахстаном и многими европейскими странами. И естественно, что правозащитные организации принимали это как некое предательство демократических ценностей правящими элитами европейских стран и активно лоббировали жесткий принцип взаимоотношений с Казахстаном. И эта резолюция - их успех. Вообще-то резолюции такого рода довольно часто принимаются по отношению к другим странам Центральной Азии. Но, как показывает практика, не всегда за документом следуют какие-то жесткие действия со стороны Европейского союза.
А вот советник президента страны по политическим вопросам Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ воспринял резолюцию весьма болезненно.
- Мне кажется, что она необъективная, предвзятая и претенциозная, - говорит он. - Я намерен самым тщательным образом еще раз проанализировать эту резолюцию и в ближайшее время дать большой материал в одну из казахстанских газет.
- А как вы оцениваете тот пункт, в котором говорится, что приказ стрелять в Жанаозене якобы отдал руководитель администрации президента или министр внутренних дел?
- Они (депутаты Европарламента. - М. А.) полностью игнорируют события того дня, 16 декабря, то, что конкретно произошло, каким образом развивались события. Игнорируют документы, которые имеются по деятельности правоохранительных органов. И прежде чем упоминать, допустим, митингующих, надо отменить статью 32 нашей Конституции и закон о порядке проведения мирных собраний. Все мировое сообщество прекрасно знает, что 20 лет в Казахстане достаточно стабильная была ситуация, все было спокойно. А это была чрезвычайная ситуация. Это же для всех очевидно! Так что, на мой взгляд, резолюция тенденциозна и необъективна... Первое впечатление такое.
- А как вы относитесь к тому, что в резолюции идет ссылка на неофициальные источники, в частности, что в Жанаозене было ранено около 500 человек?
- Надо ссылаться на официальные источники. Казахстан является частью мирового сообщества, у нас есть и обязательства перед ним. Официальные органы дали информацию. Европарламент - серьезный орган, и он должен опираться на официальную информацию, а не на слухи.
- С нашей стороны будет какая-то реакция на эту резолюцию?
- Вы мне задаете вопросы, я на них отвечаю - это и есть первая реакция.
- А мы можем предъявить Европарламенту какие-то претензии?
- Я не вижу в этом смысла. Кстати, там есть один пункт по выборам. Дана оценка ОБСЕ, которая тоже, на мой взгляд, крайне предвзято подошла к Казахстану. Это же очевидно, что, скажем, итог президентских выборов ни у кого - ни внутри страны, ни на международной арене - не вызывает сомнений. Даже в этой резолюции Европарламента подчеркивается, что техническая, организационная сторона избирательной кампании прошла на достаточно высоком уровне.
- Будет ли Казахстан выполнять те рекомендации, которые дает Европарламент?
- Этот вопрос лучше адресовать МИД. Вы у меня спрашиваете как у политолога. Я изложил свое видение.
МИД отреагировал на резолюцию Европарламента в лучших традициях дипломатии.
- Мы приветствуем конструктивный подход большинства европейских депутатов, отметивших в ходе недавнего рассмотрения резолюции Европейского парламента об отношениях с Казахстаном важность поддержания и укрепления партнерских отношений, основанных на принципах равноправия и взаимного уважения, - заявил вчера официальный представитель МИД Алтай АБИБУЛЛАЕВ на брифинге в Астане. - Казахстан остается приверженным пути, выбранному с первых дней независимости, - движению к более развитой демократии на основе верховенства закона, защиты прав и фундаментальных свобод всех и каждого.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы