9521

Пётр СВОИК: Не надо выпендриваться!

Премьер-министру Кариму МАСИМОВУ необходимо запретить ближайшему окружению - министрам и акимам областей - пользоваться служебным транспортом. Для работы высокие чины должны использовать личные авто, а государство пусть выплачивает им компенсацию за потраченный бензин. Такое предложение в беседе с нашим корреспондентом озвучил председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии, член президиума ОСДП Петр СВОИК. Но обо всем по порядку.

После критики президента за чрезмерную трату бюджетных средств госаппарат стал более тщательно подходить к оформ­лению объявлений на сайте госзакупок (см. “Игры патриотов”, “Время” от 29.2.2012 г.). Теперь некоторые норовят обязательно указать, что в приобретаемом автомобиле казахстанское содержание должно быть никак не меньше 100 процентов. Другие же пишут проще: “автомобиль легковой отечественного производства”. Ну а далее по привычной схеме дается техническая характеристика машине, которую желают купить. При этом название и марка автомобиля принципиально не сообщаются. Видимо, это претит условиям тендера. Но вот что интересно: техническая спецификация такова, что под нее подходят исключительно автомобили конкретной марки, которыми торгуют определенные автодилеры - как правило, официальные представители казахстанских автосборочных заводов.

К примеру, акимат Енбекшиказахского района Алматинской области проводит тендер на закуп автомобиля с характеристиками, среди которых есть следующие: “сиденья с функ­цией Woks (оптимизированная система защиты от плечевого удара с передними подголовниками), изменяемое направление открытия пятой двери Twindoor, декор stromboli, интерьер ray, ABS+MSR+ASR+EDS+HBA, включая систему удержания автомобиля на подъеме и систему мониторинга давления в шинах, climatronic - две независимые зоны кондиционирования с электронной регулировкой, ящик для зонтика, включая зонтик, аудио­система с экраном Touch screen bolero 2-din со встроенным CD-чейнджером (6CD), MP3, убирающаяся сумка unibag, крепления для детских сидений Isofix (выделено мной. - Р. Б.). Кстати, крепление для детских сидений - функция, которая есть практически в каждом третьем объявлении. Видимо, весьма важная опция для работы чиновника любого ранга. Но вернемся к тексту объявления: под такую спецификацию подпадает только один автомобиль - Skoda Superb v6 ambition. Причем техническая характеристика банально скопирована с сайта автодилера. За это удовольствие акимат готов выложить 35,7 тысячи долларов, хотя у автодилера этот автомобиль можно купить дешевле - за 33,7 тысячи долларов, а по предоплате - за 33,4 тысячи.

Или другой орган - ГКП “Костанайгаз” управления энергетики и коммунального хозяйства акимата Костанайской области желает купить машину, описание которой подходит под SsangYong Rexton. У автодилера этот автомобиль, судя по прайсу, можно приобрести за 35,7 тысячи долларов, но ГКП готово отвалить за него 43,8 тысячи.
Ну и, наконец, третий покупатель, которого мы отыскали на сайте госзакупок, - ГУ “Ревизионная комиссия по Карагандинской области”. Технические требования к автомобилю, изложенные в проекте договора, минимальны. Тем не менее нам удалось опознать по ним авто от KIA - либо Optima, либо Сadenza. Точнее установить не удалось, потому что по техспецификации для Optima не подходят габариты, а для Сadenza - объем двигателя. За это чудо отечественного автопрома ревкомиссия согласна заплатить 44 тысячи долларов. Это цена для Сadenza средней комплектации, между Premium и Premium+. Конечно, столь размытые характеристики поставят автодилеров в тупик, но зато какое огромное поле для маневров.

А теперь давайте сравним суммы, которые намерены платить госслужащие за отечественные авто со стоимостью иномарок. К примеру, столь любимая чиновниками, но теперь недоступная из-за запрета Toyota Camry комплектации “Комфорт” стоит около 38,5 тысячи долларов, а комп­лектации “Престиж” - порядка 43000 “зеленых”. Далее, Mitsubishi Outlander, который, в принципе, можно сравнить с SsangYong Rexton, стоит в самой полной комплектации примерно 41 тысячу у.е. Возникает вполне резонный вопрос: в чем выиграл бюджет Казахстана от запрета иномарок, если суммы, выделяемые на покупку авто отечественной сборки, ничем не отличаются от тех, что выделялись ранее на покупку иномарок?

- Я думаю, если Масимов действительно хочет экономить бюджет на автотранспорте для государственных нужд, то незачем выпендриваться и ставить туманные задачи типа “приобретайте автомобили казахстанской сборки”, - говорит Петр Своик (на снимке). - Надо просто точно так же, как исполнительная власть регламентирует другие свои расходы (штатное расписание с должностными окладами, размеры командировочных, дифференцированные по рангам и т.д.), расписать и расходы по автообслуживанию. Служебный автомобиль не должен возить своего работодателя на охоту или рыбалку, а значит, не должен быть высокой проходимости. Он не должен возить всех чад и домочадцев по базарам да по клубам, а значит, должен быть ограниченной вмес­тимости. То есть можно просто расписать марки и классы автомобилей для тех министерств и ведомств, которые будут ими пользоваться. Например, написать, что министр или аким имеет право приобрести автомобиль таких-то марок, но не выше такой-то стоимости. И пусть они покупают машины в обычных автосалонах, не устраивая никаких тендеров. А еще лучше, если Масимов запретит министрам и акимам областей пользоваться служебным транспортом и пересадит их на личные авто. А государство будет покрывать им расходы на бензин. Они ведь все далеко не бедные и имеют весьма престижные машины. Таким образом, и бюджетные средства будут сэкономлены, и мы заодно узнаем, кто на чем ездит.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, ruslan@time.kz, фото Тогжан ГАНИ и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть