14744

Операция Му, или Министр в коровнике

Недели три назад, после очередного заседания правительства, автор этих строк подошел к министру сельского хозяйства Асылжану МАМЫТБЕКОВУ. “Неужели вы не хотите один день прожить как простой сельский мужик - взять вилы, покидать сено или хотя бы снег почистить?” - спросил я главу аграрного ведомства. “Я об этом мечтаю!” - воодушевился Асылжан Сарыбаевич. Читатель, конечно, не поверит, но этот день настал! Скажу сразу, мой грандиозный, уже почти написанный в голове гениальный репортаж о министре с вилами так и остался игрой воображения. Впрочем, обо всем по порядку…

Начну с того, что аграрный бастык клюнул на мое предложение не сразу. Поначалу воодушивившись, г-н Мамытбеков тут же включил заднюю: по его словам, это чистой воды пиар. Это во-первых. А во-вторых, ехать в деревню придется в выходной день, жертвуя не государственным, а личным временем, что, сами понимаете, сделать непросто. И все же проскальзывала в глазах министра искра здорового авантюризма, чувствовалось желание совершить хоть показательный, но все же подвиг.
Те сотрудники сельхозведомства, кому было поручено обговорить все детали операции “Му”, были, мягко говоря, не в восторге. “Как может журналист министра - целого политического служащего (!) - куда-то везти на своей машине?!” - не умещалось в их головах. И вообще, намекнули мне, что это смахивает на провокацию. Мои объяснения - мол, сам министр уже дал принципиальное согласие и готов потрудиться на благо отдельно взятого подсобного хозяйства - поначалу не находили отклика.
Переговоры затянулись, прошла неделя, за ней - выходные. И тут узнаю: министр все же поедет в сельскую местность, но никак не туда, куда его готов был доставить я на редакционной машине. И вообще, это уже будет не отдельный проект “Времени”, а пресс-тур для журналистов разных СМИ. Мне же в качестве утешительного приза был обещан (причем самим министром) эксклюзивный репортаж под занавес пресс-тура.

И вот в первый день весны в восемь утра два микроавтобуса с журналистами и несколькими чиновниками на борту двинули от здания Минсельхоза в Астраханский район Акмолинской области. Первый пункт назначения - село Жанатурмыс, где журналистская братия и чиновники ознакомились с работой ТОО “СХП “Кызылжар”. Суть деятельности ТОО - скрещивание местных буренок с заморскими быками-производителями и соз­дание откормочной площадки. По ходу министр Мамытбеков то и дело давал дельные советы, а когда узнал, что желание местных телок во много раз превосходит возможности быков-производителей, посочувствовал последним.
- Вы вот смотрите, проводите селекцию. Вот если в профиль смотреть, вам надо перед усилить, зад - поднять, - советовал министр сельчанам, глядя на жующую скотину.
Рогатые, не подозревая, видимо, о том, какого ранга селекционер сейчас предопределяет судьбу их потомства, быстро потеряли интерес к толпе людей. Между тем чиновники рассказали, какие субсидии положены хозяйству, на что директор в ответ поблагодарил руководство страны в целом и аграрное ведомство в частности за заботу.
Пункт №2 - село Оксановка. ТОО “Оксановка-1” оказалось более крупным предприятием: количество заморской скотины тут было в разы больше. Мясные ангусы и герефорды выгодно отличались по размерам от своих рогатых собратьев - коров породы казахская белоголовая. Министр не уставал пенять журналистам: зря, мол, критикуете, вот они - итоги работы ведомства на практике - заморская кровь изрядно добавила веса отечественному животноводству. К примеру, гордость племхозяйства - теленок, родившийся всего два месяца назад, а весящий уже более 125 кило. Привес в здешних местах невиданный - 1200 граммов в день! Сам “акселерат” черной масти спокойно лежал среди своих более мелких собратьев. Чтобы глаза министра и объективы телекамер запечатлели увесистые итоги реализуемых госпрограмм, работники “Оксановки-1” заставили теленка встать. Но и это еще не все: как оказалось, есть здесь еще один рекордсмен - взрослый бык всего за месяц набрал аж 44 кило!
- Вот смотрите: одни и те же пастбища, один и тот же пастух, а какая разница! Целых 44 килограмма! Сравните с той же казахской белоголовой. Хотя, конечно, потенциал у казахских пород есть... Нужно только содержать их правильно. Но тут гены играют большую роль, по­этому нам нужна была свежая кровь, - убеждал Мамытбеков пуб­лику, указывая пальцем на упитанных быков-“иностранцев”.

Первое, на что обратил внимание главный аграрий страны, войдя в коровник, - высокая влажность воздуха.
- Так нельзя! Зачем строили из бетона?! Можно было в два раза дешевле - из дерева построить. Это было бы естественно, и не было бы влажности. Если подшерсток у коровы влажный, то это грозит заражением инфекцией. Даже если человек постоит в таком коровнике два часа, а потом выйдет на улицу - заболеет! - распекал местных фермеров министр.
Те выглядели несколько обескураженными, но обещали, что при расширении площадок советы министра обязательно учтут. Преть в коровнике, рискуя своим драгоценным здоровьем, члены высокой делегации не стали. Уже на свежем воздухе лучший друг животноводов раздал указания по осеменению.
- В первый раз осеменение должно быть ручным (имеется в виду естественное соитие двух животных. - Б. М.). Потом уже можно искусственное осеменение применять. Кстати, как вы узнаете, кто чей отец? - поинтересовался шеф Минсельхоза.
Оказалось, что доподлинно знать, где чей теленок, нельзя. Хотя на свидание с буренками быков пус­кают строго по графику, погрешности возможны. Точное отцовство можно определить лишь с помощью анализа ДНК, но такой лаборатории в хозяйстве пока нет. Высокому гостю обещали в будущем решить и этот вопрос.

Наконец, как мы и договаривались, в завершение пресс-тура, пока мои коллеги записывали комментарии фермеров и работников, мы с политическим госслужащим вернулись обратно в коровник. Готовность Асылжана Сарыбаевича подкупала. В коровнике он так прямо и спросил: “Ну, что делать? Говори…”. Я глянул по сторонам и предложил спутнику взять вилы, чтобы перекинуть сено хотя бы с места на место - для начала фотосессии.
- Куда его перекидывать? Оно и так на месте лежит. Да зачем это вообще? Если работать, надо нормально работать, а так натянуто получится, - заартачился министр.
А ведь мы, Асылжан Сарыбаевич, изначально предлагали именно “нормально”, чтобы вы от “звонка до звонка” смогли перенести все тяготы сельского труженика, а потом поделились впечатлениями с читателями нашего издания!
- А может, взвешивание сфото­графировать? Вот рабочий будет теленка на руках держать, а вы рядом, - попытался спасти ситуацию, обращаясь ко мне и министру, кто-то из чиновничьей свиты.
Кажется, эта мысль понравилась г-ну Мамытбекову - в отличие от того самого теленка-“акселерата”. Он не давался рабочим, в последний момент ускользая от них. Ожидание явно затягивалось. Наблюдать за тем, чья возьмет, уже не было времени.
- Да у него уже шок, стресс. Оставьте, - недовольно буркнул г-н Мамытбеков и, обращаясь уже ко мне, предложил: - Может, ты меня просто на фоне снимешь?

- Да нет!.. Раз договаривались, давайте уж поработаем. Хотя бы для хорошего фото. Дайте, пожалуйста, вилы, пусть министр их в руки возьмет, зайдет в загон, - обратился я к местным.
- Зачем? Нельзя так. Не надо министру работать. Тут не надо работать! - сконфузился хозяин фермы и заискивающе улыбнулся начальству.
Асылжан Сарыбаевич, казалось, только этого и ждал: махнув рукой, он бросил: “Ладно, в следующий раз!”. И решительно направился к выходу.

Уже по возвращении в Астану в Минсельхозе мне пообещали: мол, весной министр примет участие в посевной и даже сядет за руль посевного комплекса - тогда и будет эксклюзив. Что ж, подождем. Лишь бы только нынешний министр усидел в своем кресле до весеннего сева...

Булат МУСТАФИН, mustafin2030@gmail.com, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть