Баран для комиссии
Властям Жамбылского района Северо-Казахстанской области за последний год стало очень нелегко работать с подопечным населением, которое хлебом не корми - дай кого-нибудь разоблачить. И ладно бы селяне выводили на чистую воду местных бастыков, действуя “в рамках приличия”, то есть жалуясь на их действия только вышестоящему начальству. Но жители района с недавних пор завели привычку рассказывать обо всем журналистам, отчего скандалы получаются на всю республику (см. “Нет уж, увольте!”, “Лесные братья”, “Педагоги пишут оперу”, “Время” от 20.9 и 5.11.2011 г., а также 26.1.2012 г.).
Покумекав, местные власти придумали ограждать селян от тлетворного влияния СМИ весьма специфичным способом. Жители райцентра Пресновка, в частности, рассказывают, что если раньше свежий номер газеты “Время” можно было свободно купить на местной почте, то с недавних пор доставка издания в райцентр якобы сократилась до одного экземпляра, который сразу же пропадает неизвестно куда. И опасаются, что после истории со скандалом в местном противотуберкулезном диспансере нашу газету вообще перестанут к ним в райцентр привозить.
Жамбылский межрайонный противотуберкулезный диспансер с шумом и помпой открылся в Пресновке 5 января 2011 года. А уже в середине января года нынешнего его персонал разразился коллективными обращениями и жалобами на жизнь в областное управление здравоохранения, департамент КНБ и прокуратуру области. Особо вредные медики уверяют, что невозможно дальше одновременно жить в двух не пересекающихся между собой мирах. С одной стороны, они вроде бы живут в обществе с неустанной заботой властей о здоровье народа и гигантскими бюджетными вливаниями в здравоохранение, о которых рассказывают газеты и местные каналы, выполняющие госзаказ. А с другой - их окружает суровая действительность, где они регулярно сталкиваются с нехваткой средств и расходных материалов, денежными поборами и самодурством руководства.
Газете “Время” санитарка первого легочно-терапевтического отделения противотуберкулезного диспансера Елена ПОПОВА рассказала, что чудеса у них начались еще задолго до открытия этого учреждения:
- Всем желающим в будущем работать в диспансере сразу заявили, что сначала нужно бесплатно потрудиться на его строительстве. Наказали, что все должны предоставить копии документов, СИК и РНН Болату ДОСМАНОВУ, который сейчас работает в диспансере начальником административно-хозяйственной части. Мы три месяца убирали мусор, отмывали все и готовили диспансер к открытию. Он сразу нас предупредил, что работать будем бесплатно, уверял, что сам тоже трудился за идею все это время…
Бесплатный труд, по словам сестры-хозяйки Анары КУТФЕНОВОЙ, у руководства клиники в порядке вещей:
- Согласно трудовому договору, я работаю сестрой-хозяйкой во втором легочно-терапевтическом отделении, но главный врач Гульнара КОЖАНОВА вменила мне в обязанность еще и должность сестры-хозяйки поликлиники. Объем работы там такой же, но если за свою официальную работу я получаю 52 тысячи тенге, то за эту мне не платят ничего.
Похожие проблемы с оплатой труда, по словам женщин, в диспансере существуют как минимум еще у четырех сотрудниц. Но если за работу, как рассказала Анара Кутфенова, руководство учреждения платить не любит, то поборы на различные нужды здесь в порядке вещей:
- Мы скидываемся по тысяче тенге, чтобы руководство достойно встречало каждую комиссию, а они у нас бывают раз в два месяца, а то и каждый месяц. Нам говорят: мол, собираем деньги на барана, вы что, хотите, чтобы вас плохо проверили? Не лучше ли сложиться деньгами, чтобы все было хорошо? У нас 102 человека числится, и с каждого собирают, а в комиссии - человек шесть, посмотрят наш стационар и уходят.
- Собирают и на больничный трактор по 200 тенге с человека, чтобы его соляркой заправлять, территорию от снега чистить или другие работы проводить, - вторит коллеге Елена Попова. - Раз в два месяца собирают по 500 тенге на канцтовары, на моющие и чистящие средства - по 400 тенге. После нашей жалобы комиссия приезжала - так на покраску и чистку тоже по 500 тенге скидывались.
При такой нехватке средств хорошо себя чувствуют у них, по словам Елены Поповой, только “мертвые души”:
- Есть у нас бухгалтер Ботагоз АРИНОВА, а у нее сестра Анара АРИНОВА, которую никто на работе не видел, но с прошлого лета до конца года она числилась сразу в двух местах. Из табеля видно, как она, отработав смену палатной санитаркой, сразу же выходила на смену санитаркой приемного покоя. И получала в общей сложности примерно 110-120 тысяч тенге, проживая за 150 км отсюда - в Петропавловске... Было два вида табелей: одни настоящие, а другие я сама переделывала по распоряжению руководства перед приездом последней комиссии.
На свое письмо в облздрав медики никакого ответа так и не получили, но благодаря агентурным возможностям в профессиональной среде тайно раздобыли два любопытных документа. В документе о результатах проверки, проведенной после их жалобы, перечисление всех выявленных нарушений и недостатков в Жамбылском диспансере заняло несколько листов, однако Кутфенова и Попова уверяют, что далеко не все обнаруженные у них чудеса нашли там свое отражение. Между тем справка по итогам рассмотрения коллективного обращения, подготовленная председателем комиссии заместителем начальника облуправления здравоохранения Виталием ПАКОМ своему шефу, начальнику облздрава Анаталию КО, заканчивается любопытным абзацем: “Ответить на ряд вопросов, поднятых в обращении, комиссии не представляется возможным, поскольку вопросы серьезные и их рассмотрение входит в компетенцию соответствующих уполномоченных органов”.
Что это за вопросы, какие именно “соответствующие уполномоченные органы” и когда они их будут рассматривать, Виталий Пак Анатолию Ко тактично не сообщает. И судя по тому, что с этими документами руководство облздрава не торопится знакомить персонал диспансера, медики опасаются, что скандал постараются спустить на тормозах.
На этом туманном фоне совсем уж загадочно и таинственно, если не сказать - интригующе, выглядят письма силовиков. Начальник департамента КНБ по Северо-Казахстанской области Курман ЕЛЮБАЕВ ответил Анаре Кутфеновой, что ее заявление он направил в прокуратуру области и начальнику областного ДВД. В свою очередь первый заместитель начальника ДВД области Думан ТАЕВ сообщил ей, что переправил это заявление в департамент финансовой полиции и зачем-то… в прокуратуру Петропавловска. За прошедший с тех пор месяц ни финансовые полицейские, ни прокуроры города и области Анаре Кутфеновой не ответили. Ни строчки. Наверное, те еще секреты водятся в тубдиспансере. А может быть, гостайна какая?..
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск