14749

Что нам стоит бизнес строить: нарисуем - будем жить

Почему терпят фиаско государственные программы по индустриализации? Зачем стране предпринимательство, которое не может выжить без государственной финансовой поддержки? Почему бизнесмены рвутся в политику и на госслужбу? На эти и другие вопросы наших читателей на “прямой линии” отвечает председатель совета Форума предпринимателей Казахстана Раимбек БАТАЛОВ (на снимке).

Бибигуль МАХАМБЕТОВА, пенсионерка, Алматинская область:
Вы - бизнесмен, я - потребитель. Вам государство помогает деньгами, нам - нет. Так почему постоянно дорожают продукты питания?
- По официальной статистике, в нашей стране пищевое производство развивается семимильными шагами. Однако прилавки магазинов завалены импортными товарами. Недавно на примере мониторинга ситуации в сельском хозяйстве в одном из районов Алматинской области мы доказали, что реальное положение дел и официальная статистика государства - вещи противоположные. Мы объехали все 14 сельских округов, встретились почти со всеми фермерами. Что из этого получилось? По данным статистики, в районе работают около 3 тысяч фермеров, на самом деле их не более 300. Мы встретились со 120 главами крестьянских хозяйств и пришли к неутешительному выводу: никаких умопомрачительных надоев молока в районе на самом деле нет, урожая выращивается в разы меньше, чем об этом упоминается в статданных. Ни один показатель не совпал. Так о какой эффективности реализации госпрограмм можно говорить, если не знать фактической ситуации и емкости рынка? Вот и принимаются экспортно ориентированные программы по тому же мясу, ведь, по статистике, у нас его в избытке, хотя на самом деле его нет. Рост цен порождают не аппетиты производителей, а дефицит.

Михаил АВДЕЕВ, Астана:
За годы независимости в стране были приняты и успешно провалены десятки гос­программ индустриализации, которые “съели” огромное количество государственных денег. В чем, по-вашему, причины - в тотальном воровстве или в неграмотном управлении?
- Многие идеи государства по развитию несырьевого сектора экономики идеологически правильные и при эффективном подходе к их реализации, мощном административном ресурсе, снижающем затраты бизнеса на реализацию прорывных проектов могли быть полезными. Но дальше идей, к сожалению, дело не идет, поскольку до конкретного адресата, того же фермера на селе, помощь государства, как правило, не доходит. Поэтому мы разработали свое­образную “дорожную карту бизнеса” в нескольких направлениях - экономической и налоговой политики, разрешительных процедур. В скором времени мы презентуем ее правительству. В чем суть наших предложений? Предприниматели регулярно сдают в налоговые органы огромные “портянки” статданных, но реальной картины в бизнес-секторе тем не менее гос­органы не имеют. Если более-менее верная статистика есть по крупному и среднему бизнесу, то по малому, который занимает основную нишу, реальной информации нет ни о количестве реально работающих субъектов малого бизнеса, ни об объеме их оборотов. Кроме того, никоим образом не систематизированы разрешительные процедуры. Ни одно профильное ведомство нашей страны не занималось расчетом и анализом издержек бизнеса и его возможности конкурировать в Таможенном союзе. Приведу элементарный пример. Для налаживания плодоовощного производства в Казахстане есть все: территории для выращивания сырьевой базы, климатические условия. Однако мы зачем-то импортируем в огромных количествах со всего мира те же яблоки, которые сами могли бы экспортировать. В плане грамотного управления экономикой могу привести в пример Китай, занявший первое место в мире по производству концентрата и продуктов питания из яблок. Там на развитие яблочного рынка потребовалось несколько лет и помощь государства в виде создания необходимой инфраструктуры, дешевых кредитов и льготного периода.

Поставщики торговой сети “Арзан”:
Когда будет произведен расчет с нами за поставленный товар за несколько лет?
- После консервации сеть снова начинает свою работу, один торговый центр уже открыт, в ближайшее время запустим второй. Постепенно начнется и расчет с кредиторами. Чтобы стало понятно, что мы никуда не сбежали и намерены работать дальше, поясню: проблемы с сетью в Алматы произошли по ряду причин - и девальвация 2009 года на нас плохо отразилась, и с банками-кредиторами получилась серьезная проблема плюс проблемы менеджмента. Мы были вынуждены остановиться. В дальнейшем у нас было два пути. Первый достаточно простой, который выбирали все торговые сети с нехорошей судьбой, - продажа имеющихся активов и банкротство компаний-операторов, через которые в гипермаркеты поставлялся товар. Но в этом случае мы бы смогли рассчитаться только с банками. Мы пошли по другому пути: объединили в единое целое все компании-операторы, провели реструктуризацию с банками, решили проблемы с менеджментом, подписали с поставщиками акты сверки и договорились во взаиморасчетах. Вместо банкротства был выбран путь реабилитации, что позволило нам войти в государственную программу поддержки бизнеса. Так что постепенно сеть встает на ноги.

Вопрос редакции газеты “Время”:
Зачем стране предпринимательство, которое не может выжить без государственной финансовой поддержки, и что означает стремление бизнесменов идти в политику и на госслужбу?
- Бизнес не может выжить не потому, что слабый сам по себе, а потому, что терпит огромные издержки. Если бы государство их минимизировало, большинству предпринимателей и не понадобились бы государственные деньги. Например, в Алматы дорогого стоит получить техусловия. У многих предприятий огромные затраты на логистику из-за географических особенностей государства. К издержкам можно смело отнести и коррупцию с бюрократией, изношенность инфраструктуры. И уж поскольку экономика - это улица с двусторонним движением, участие в ее развитии должен принимать не только бизнес, но и государство. Заметьте, в докризисные времена не было ни дорожных карт, ни госпрограмм поддержки бизнеса. Выживали сами.
Идти в политику и на госслужбу - личное дело каждого человека. И каждым движут какие-то определенные соображения. Одни видят в госслужбе источник личного обогащения, другие - карьерный рост. Вполне оправданной смену рода деятельности я могу назвать в том случае, если на госслужбу в профильное ведомство идет руководитель крепко стоящего на ногах бизнеса из патриотических соображений. Практического опыта работы в реальном секторе - вот чего не хватает сегодня министерским сотрудникам. Я уже давно предлагал провести такой эксперимент с чиновниками, курирующими предпринимательство. Ведь рулить целой отраслью из столичного кабинета - одно, а не утонуть от этого управления - совсем другое.

Булат, Алматы:
Каким образом кризис отразился на пищевиках? Люди ведь едят вне зависимости, есть кризис или нет...
- Более-менее стабильной в 2008-2009 годах ситуация была с продуктами первой необходимости - хлебом, мукой, крупами, маслом. Потребление же большинства остальных пищевых товаров сократилось в разы.
Кроме того, в феврале 2009 года в один день доллар упал на 25 процентов. Многие предприниматели, особенно субъекты крупного бизнеса, которые “сидят” на импорте сырья и имеют многомиллионные валютные кредиты, в тот день стали должны кредиторам на 25 процентов больше. Представьте себе масштабы потерь, если еще вчера предприниматель был должен банку 100 миллионов долларов, а сегодня - 125 миллионов.

Heinz, вопрос с сайта газеты “Время”:
Что нужно сделать, чтобы бизнес стал настоящим, а не носил спекулятивный характер, чтобы все эти халявщики в виде различных госструктур выполняли свои функции, а не душили бы бизнесменов своими непомерными налогами, в том числе незаконными?
- Для начала нужно провести инвентаризацию разрешительных процедур, которые зачастую дуб­лируют друг друга. Года три назад мы провели исследование: сколько нужно времени, чтобы открыть продуктовый магазинчик на первом этаже жилого дома. Оказалось, что на это потребуется свыше 800 дней и 67 обращений в различные госорганы. За это время предпринимателю придется в каждый разрешительный орган сходить не один десяток раз: 15 раз в СЭС, 12 - в управление ГАСК. А ведь речь идет всего лишь о магазинчике. Представьте, через какие муки придется пройти, если вы захотите создать, скажем, кондитерский цех. Сократить все эти разрешительные процедуры можно только хирургическим путем. На это нужна политическая воля. То же самое касается и контрольно-надзорных органов, которые сначала принимают объекты в эксплуатацию без нареканий, а спустя полгода при очередной проверке уже находят массу недостатков, ссылаясь на какие-то внутренние инструкции. Весь этот клубок проблем, решением которых денно и нощно вынужден заниматься предприниматель, и уводит бизнес в тень. Требования контролирующих органов остались такими же жесткими, как в период Советского Союза, когда они защищали государственную собственность, а теперь продолжают эту же практику, но только защищая собственность от собственника. Необходимы другие подходы, которые заменят неисполнимые и зачастую бесполезные требования на прямую ответственность предпринимателей.

Александра АЛЁХОВА, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть