Общественное объединение Ар-Намыс: Хватит экспериментов, господин Жумагулов!
Республиканское общественное объединение учителей и преподавателей “Ар-Намыс” намерено провести общенациональные слушания по проблемам образования. Выйти на столь масштабный уровень лечения самых серьезных образовательных “болячек” с привлечением общественности, депутатов и чиновников председателя РОО “Ар-Намыс” Галию АМИРТАЕВУ и главу его алматинского филиала Ирину СМИРНОВУ вынудило не только очередное ужесточение правил проведения ЕНТ, но и бесконечные “эксперименты” родного Министерства образования и науки (МОН), приводящие к ухудшению качества обучения и падению престижа учителя.
По мнению Ирины Смирновой, в стране окончательно утрачена практика формирования директорского состава в школах из резерва учителей - все чаще ответственные посты руководителей школ занимают случайные люди.
- Причем у учителя осталась только огромная ответственность при отсутствии всякого к нему уважения, - вторит коллеге Галия Амиртаева. - Что бы ни случилось в школе, виноват всегда учитель. Когда ему давать знания, если он то бесконечно разбирается в проблемах, то круглыми сутками пишет методики и планы? А сколько проверок приходится пережить педагогу - и прокуратура, и управления образования, а теперь еще новый департамент создан по контролю за образовательным процессом!
Педагоги Смирнова и Амиртаева намерены от имени “Ар-Намыса” обратиться к президенту с просьбой ввести мораторий на проверки учителей.
Недоумение вызывает у наших собеседниц и половинчатая позиция главы образовательного ведомства - министра Бакытжана ЖУМАГУЛОВА.
- Сначала г-н Жумагулов заявляет о своей личной идее сократить летние каникулы в школах и намерении создать комиссию с участием общественности, дабы уже к нынешнему лету точно определиться, - говорит Ирина Смирнова. - Затем, когда общественность отреагировала негативно, спохватывается: дескать, вопрос с летними каникулами будет решаться несколько лет. Считаю, что подобный волюнтаристский подход одного человека к проблеме всего общества неприемлем.
Сами активистки “Ар-Намыса” убеждены: нужно оставить все, как было.
Еще одна проблема, требующая, по их мнению, безотлагательного решения, - единое национальное тестирование.
ЕНТ было введено в Казахстане в 2004 году, однако до сих пор об этой системе оценки знаний выпускников школ в обществе нет единого мнения.
- Кроме чиновников ЕНТ никто не нахваливает. Почему? - задается вопросом Галия Амиртаева. - Массовое тестирование выпускников очень выгодно для управленцев: одновременно оцениваются знания учащихся, работа Института усовершенствования учителей (здесь тестовые задания разрабатываются), Центра тестирования (организатора ЕНТ) и издательств, составляется своеобразный рейтинг школ. Однако насколько объективна такая оценка? Об этом можно поспорить. Кроме того, ЕНТ “съедает” огромное количество бюджетных средств. В этом году в каждом пункте тестирования будут установлены металлоискатели и глушители мобильной связи. Ежегодно для контроля за процессом привлекаются сотрудники МОН и КНБ. То есть детей еще со школьной скамьи подозревают в подлогах и махинациях! Естественно, это не может не давить на хрупкую психику! А потом мы удивляемся, откуда столько подростковых суицидов…
В “Ар-Намысе” убеждены: ЕНТ лишает молодежь права выбора. Поэтому очень многие выпускники школ уже в 11-м классе становятся абитуриентами зарубежных вузов, куда можно поступить без тестирования.
- В советское время, когда выпускные экзамены проходили по традиционной билетной системе, провал ребенка на экзамене становился его проблемой и проблемой его семьи, - продолжает глава “Ар-Намыса”. - Сегодня же, когда по результатам ЕНТ оценивается работа учителя, школы, городского или областного отдела образования, низкий результат отдельно взятого школьника становится проблемой государственной. Ребенок чувствует себя виноватым не только перед собой, но чуть ли не перед Отечеством! Хотя проблема может заключаться не в плохих знаниях, а в элементарном страхе перед ЕНТ.
- В некоторых регионах успешность сдачи ЕНТ - всего 70 процентов, - говорит Ирина Смирнова. - И чтобы не портить статистику, рейтинг школы, явно отстающим школьникам предлагают вообще не проходить тестирование!
Наконец, еще одна головная боль педагогов - их кошелек.
- Что представляет из себя хваленая 100-процентная надбавка к зарплате, которой нас недавно обрадовали?! - возмущена Галия Амиртаева. - Раньше доплата учителю за наличие категории составляла 60 процентов от оклада, теперь к нему добавили еще 40 процентов. Вот и получились 100 процентов! В денежном выражении это сущие копейки. Ведь в вопросе надбавок государство отталкивается от базового должностного оклада - 17 800 тенге, а не от реальной зарплаты педагога. Например, молодые учителя, не имеющие ни категории, ни стажа работы, при полной ставке (18 часов в неделю) получают 42 тысячи, из которых пятая часть уходит на налоги. Учитель высшей категории с большим стажем работы зарабатывает чуть больше 66 тысяч минус налоги. Можно прожить на такую зарплату? Вряд ли. Директорам школ, вопреки расхожему мнению, “везет” еще меньше педагогов: они получают на руки всего 48 тысяч тенге. В качестве подработки можно взять 9 часов в неделю - не больше. Вот и весь доход - при такой-то ответственности!
Словом, в “Ар-Намысе”, существующем уже три года, наконец-то поняли: не стоит ждать милостей от МОН и его министра - пришла пора самостоятельно добиваться лучшей участи для себя и своих учеников.
Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы