Министерство ненужных вещей
Закон о телерадиовещании, который пролоббировало профильное Министерство информации и связи (ныне - культуры и информации), в очередной раз заставил журналистов задуматься: для кого, собственно, старается родное ведомство? Позже новоиспеченный министр Дархан МЫНБАЕВ заявил в кулуарах: за журналистов он будет заступаться, но весьма избирательно. В свое время многолетний министр информации Алтынбек САРСЕНБАЕВ уже предлагал упразднить это ведомство за ненадобностью.
Тамара КАЛЕЕВА, президент фонда защиты свободы слова “əділ сөз”:
В Европе про такое даже не слышали
- Я считаю, что Министерство информации абсолютно не нужно, и даже скажу больше - не нужен закон о СМИ, потому что деятельность СМИ регулируется общим законодательством - Уголовным, Гражданским и так далее кодексами. Что касается специфических вопросов - регистрации, закрытия, тут достаточно каких-то подзаконных актов. Распределять же госзаказ должен независимый орган, который не оглядывался бы на акимов и тех, кто повыше.
В Европе про такой орган, как Министерство информации, вообще никто не слышал. Закон о СМИ есть только в некоторых постсоветских странах и в тех, которые никто никогда не называл демократическими.
Ирина МЕДНИКОВА, генеральный директор Молодежной информационной службы Казахстана:
Не для нас, а для власти
- В прошлом году, когда действовало еще отдельное Министерство связи и информации, его основную цель определяли как “повышение уровня конкурентоспособности отечественных СМИ”. Была ли достигнута эта цель? Вряд ли. Сейчас в структуре нового министерства всего одно подразделение, курирующее СМИ, - комитет информации и архивов. Предположим, что его цель та же - развивать и повышать конкурентоспособность СМИ. С этой точки зрения его значение - номинальное. Комитет - всего лишь исполнитель политики власти в отношении медиа, и эта политика зачастую определяется отнюдь не потребностями медиасообщества. Вопрос “Нужно ли нам такое государственное ведомство?” риторический. Нам - не нужно, а власти нужно, значит, оно будет существовать.
Адиль ДЖАЛИЛОВ, председатель медийного альянса Казахстана:
Такой министр нам не нужен!
- У нас министерство понимает свою функцию регулирования как ужесточение мер. В то время как во всем цивилизованном мире регулирование - это упрощение законов, норм, стандартов. В том виде, в котором профильное министерство есть сегодня, оно не нужно. В той же Европе есть органы саморегулирования (особенно это развито в Скандинавии). Есть еще вариант, когда существует Национальный совет по телерадиовещанию, куда выбираются депутаты, общественники, они решают, кому раздать частоты, кому лицензию… А у нас что получается? Профильный министр отказывается защищать журналистов. Юридически он прав - вмешиваться в процесс он права не имеет. Но тогда зачем он нужен? Он нецелесообразен с точки зрения общества...
Рамазан ЕСЕРГЕПОВ, президент фонда “Журналисты в беде”:
Это ведомство - уздечка для СМИ
- Мое мнение - никакого министерства не должно быть, все процедуры должны носить уведомительный характер. Любые законы, инициированные в рамках этого ведомства, - во вред свободе слова, они создаются только для того, чтобы усилить контроль. Любые законы в сфере СМИ всегда будут писаться для преследования свободно- и инакомыслящих. Я могу это доказать даже на собственном примере. Раньше было так - если издание не выходило в течение полугода, лицензия отзывалась. В то же время это идет вразрез с казахстанским законодательством, которое гласит: закрыть то или иное СМИ можно либо по решению суда, либо по решению собственника СМИ. Когда я находился в колонии, распорядился приостановить деятельность газеты. Но министерство, видимо, посчитало иначе, и у меня отозвали лицензию. Этот орган создан для того, чтобы накинуть уздечку на независимые СМИ.
Вячеслав АБРАМОВ, директор Freedom House в Казахстане:
Зачем государству пресс-служба?
- Я в одном из интервью говорил лет пять назад: если бы я стал министром информации, первое, что бы я сделал, - это инициировал закрытие своего министерства. И дело не в конкретном министре. Этот пост занимали как весьма приличные люди, так и не слишком приятные журналистскому сообществу. Здесь вопрос в самой системе, в самом подходе. По сути, сейчас - это министерство пропаганды. Мне зарубежные коллеги говорят о том, что во многих случаях они могут получить информацию о событиях в стране только через Министерство информации. Вот и возникает вопрос: это министерство или эдакая “пресс-служба” в масштабах государства?
Зарина АХМАТОВА, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы