10419

Аскар ЕСДАУЛЕТ, художник: Быть патриотом - бесполезное занятие

В алматинских галереях мертвый сезон. Единственный художник, который отважился сделать персональную выставку в это время - Аскар ЕСДАУЛЕТ (на снимке). Скульптор и художник не стесняется в высказываниях, как художественных, так и вербальных. При этом в своих работах умудряется оставаться тонким и нежным, хотя ни за что не признается в этом. Есдаулет не рассчитывает на активные продажи. Он честно говорит, что захотел устроить себе и картинам праздник - вывести их в свет.

- Кто и для чего сейчас покупает картины?
- На казахстанском арт-рынке сейчас плохо продается абсолютно все. Но если раньше была даже некая мода на авангардизм, на новые веяния, свежий взгляд, то сейчас имеет шансы лишь искусство, не требующее интеллектуального напряжения. Ни у кого нет времени шевелить мозгами, да и есть страх, что выберешь не ту картину, “опозоришься”, не те мысли навеет работа художника. Поэтому чиновники особенно любят реализм со стандартными сюжетами: бии и баи, кокпар или джайляу. Когда чиновникам показываешь картину или скульптуру, у них главный аргумент против работы: народ не поймет. Словно чиновник отвечает не только за свое ведомство, но и за вкусы всего народа. Тогда давайте не будем западные машины покупать, вдруг до кого-то не дойдут эти навороты?

- Нет критики, нет покупателей, нет коллекционеров… Зачем продолжаете писать?
- Не могу не писать. Это как болезнь. Да и не умею ничего больше, раньше вот помидоры продавал, но уже давно не занимаюсь этим.

- А народ понимает ваши картины?
- У нас вся проблема в том, что галереи не работают со зрителем. Например, в Европе в частных галереях принято в выходные дни устраивать бесплатные лектории с показом слайдов, демонстраций новинок, идей, тенденций. Не для того, чтобы впарить потенциальным покупателям что-то, а для общего развития аудитории. Всем же приятно на халяву послушать лекцию! А наши галеристы говорят: “Пока мы тут будем просвещать всех подряд, настоящий клиент уйдет к конкурентам и у них купит картину”. В итоге искусствоведы сидят без работы, а мы плохо продаемся. Но картины ведь не тюль на барахолке, разложил ее - и покупатель выберет. Тут немножко другой подход нужен. Получается, что мы в мастерских работаем, галереи сидят сиднем, а зрители не очень понимают то, что выходит за рамки реализма. Требуют объяснить, почему, например, у человека крылья нарисованы. А картину надо просто почувствовать, как музыку. Если этого не произошло - проходи мимо, значит, ты пока не дорос.

- А может быть, не зритель не дорос, а художник плохо нарисовал?
- Художник никогда хреново не рисует. Он идет своим путем. И он ничего никому не должен. Его задача работать над формой, светом, заниматься своим священным делом. И нельзя о предмете искусства говорить с позиций нравится - не нравится, приятненько или не очень. Не надо искать в них и какую-то особую духовность. Настоящий художник не работает с духовностью, а экспериментирует, и произведения искусства интересны как явления, как взгляд, идея.

- Вы по-настоящему буйная личность. Например, можете поднять шумиху вокруг неудачного памятника…
- Все потому, что я считаю себя патриотом. Поэтому высказываю свое мнение, протестую против чего-то. Хотя это достаточно бесполезное занятие. У нас полпроцента людей, которые за что-то болеют и могут говорить какие-то разумные вещи. Это очень мало, учитывая, что все казахстанские структуры кланово-мафиозные, и реплики отдельных людей не могут повлиять на ситуацию. В Союзе художников тоже клановость, она же порождает безнаказанность. И чтобы показать власть, могут высмеять или, наоборот, игнорировать тебя. Поэтому у нас никогда и не будет никакого движения. А самое ужасное, что никогда не знаешь: был услышан твой протест или нет? Например, я не уверен, что, подняв шумиху в Интернете и на страницах газет, я препятствовал появлению безобразного антиэстетического памятника материнству в Астане. Я возмущался не от зависти, не оттого, что мне не дали кусок пирога, а потому что это была сумасшедшая безвкусица. Если благодаря мне не будет установлен хотя бы один безобразный памятник, то это тоже достойный вклад в искусство.

- Почему за двадцать лет независимости у нас не появилось своих брендовых авторов?
- Потому что в соседнем Узбекистане три музея современного искусства - именно современного. Туда не приняли бы мою серию с намеком на реализм. В Бельгии в любом населенном пункте, где насчитывается сто тысяч жителей, тоже есть музей современного искусства. У нас же деньги на современное искусство не выделяются, так что с нас спрашивать? Пока мы на том же положении, что и торгаши, которые шьют штаны и стараются их продать.

- В чем для вас заключается патриотизм?
- В интересе к собственной культуре. Мне кто-то из живущих здесь иностранцев сказал: “Какие вы казахи, если вы не можете свои традиции поддерживать?!”. Не надо стесняться своей культуры. Кто из городских казахов ходит на айтысы - только старушки и родственники выступающих. Правила кокпара забыты... Все традиции, наше исконное искусство не живут в быту, а существуют только для показухи.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть