10784

Лесные братья

Аким Жамбылского района Северо-Казахстанской области Серик ИБРАЕВ очень любит расставлять на ключевые посты, связанные с распределением бюджетных денег, проворовавшихся в прошлом чиновников.

Напомним, в райцентре Прес­новка только недавно утих криминальный скандал с бывшим начальником районного отдела образования Александром МОИСЕЕНКО. Из-за его деятельности государство недосчиталось нескольких миллионов тенге. Осенью 2009 года он был отстранен от долж­ности и предан суду по ст. 307 ч. 2 УК РК. Образованец вину признал, ущерб возместил, примирился с обворованным государством - в лице поддерживающего обвинение в суде старшего помощника прокурора Жамбылского района Павла ГУСЕВА - и… продолжил трудиться на своем посту. Педагоги жаловались на такую кадровую политику в различные инстанции, но получали неизменный ответ, что назначение чиновников на должности находится исключительно в компетенции местной власти. Лишили Моисеенко начальственного кресла только в минувшем сентябре по представлению финансовой полиции. К этому времени прокуратура выявила в его деятельности, уже за 2011 год, нарушений еще на 13 миллионов тенге (см. “Уголовно-педагогический авторитет”, “Нет уж, увольте!”, “Нахимичил”, “Время” от 14.6, 20.9 и 8.10.2011 г.).

А теперь страсти в Жамбылском районе кипят по поводу прославившегося ранее на посту директора Пресновского государственного лесного учреждения (ЛГУ) Бауржана ОКАСОВА.
Так уж повелось, что рядом с любой организацией, распоряжающейся лакомыми государственными ресурсами, обязательно существует какая-нибудь частная конторка, имеющая приоритетный доступ к этим богатствам. И Бауржан Окасов тоже не был таким дураком, чтобы отдавать государственный лес в чужие руки. Для этого под боком Пресновского ЛГУ имелся ИП “Жан” в лице родного брата Бауржана Окасова - индивидуального предпринимателя Бахытжана ОКАСОВА. На последствия такого симбиоза государственного и частного капитала жители района жаловались несколько лет. Например, писали как-то акиму области Серику БИЛЯЛОВУ, что “в течение полутора лет деятельности “лесных брать­ев” проверяли органы КНБ, прокуратуры и финполиции, которые выявили крупные хищения государственных средств, махинации и подтасовку документов”.
Селяне жаловались, что техникой, горючим, станками и помещениями государственного учреждения частная контора брата директора пользовалась как своими, а индивидуальный предприниматель даже складировал свою продукцию на территории лесхоза.

Житель Пресновки Павел ТЁПЕНКО рассказывает, что он трижды писал заявления акиму области, в прокуратуру и финпол, но ему отказывали в возбуждении уголовных дел:
- Кто из братьев чем руководил, уже и не разберешься. Например, по телефону директора государственного лесного учреждения отвечал всегда не Бауржан Окасов, а его брат, индивидуальный предприниматель Бахытжан. Лес населению выписывался по завышенным ценам. Брат директора вырубал строевой лес где хотел, а границ выделенных под вырубку участков для него вообще не существовало. Если бы все злоупотребления директора ЛГУ расследовались как положено, там огромная сумма получилась бы, но попался он только на нескольких незаконных порубках. А на поддельные квитанции, которые до сих пор хранятся у меня дома, финполовцы почему-то упорно не хотели обращать внимания.
Как выяснилось, жителям района Бауржан Окасов выписывал лес по 651 тенге за куб, а в бухгалтерию государственного лесного учреждения попадали другие квитанции - с поддельными подписями покупателей и по цене 297 тенге за один кубометр. Павел Тёпенко рассказывает, как чиновники спасали “лесного брата” всем миром:
- Первоначальный ущерб насчитали в полтора миллиона тенге. Но потом три раза различные комиссии приезжали пересчитывать и снизили сумму. В конце концов ему вменили нанесение ущерба в сумме 440 тысяч тенге. Видимо, сделать его еще меньше никак не получилось…

В результате повторилась история бывшего начальника отдела образования Александра Моисеенко. Бауржан Окасов в декабре 2010 года тоже угодил под суд - по той же самой статье 307 ч. 2 УК РК (“злоупотребление долж­ностными полномочиями”). Лес­ной начальник свою вину вначале также не признавал, а потом быст­ро раскаялся, возместил государству ущерб и стал ходатайствовать о прекращении уголовного дела. Тот же самый старший помощник прокурора района Павел Гусев (которому заворовавшиеся чиновники могут смело присваивать лавры “миротворца”) не возражал против такого поворота. И тот же самый судья Канат АЛЬЖАНОВ 9 февраля 2011 года на основании ст. 67 ч. 4 УК РК прекратил уголовное дело в отношении Бауржана Окасова в связи с “чистосердечным раскаянием и заглаживанием вреда, причиненного охраняемым законом интересам общества или государства”. Сумму ущерба в своем постановлении судья дипломатично не указал.
Правда, в отличие от Моисеенко с должностью директора государственного лесного учреждения пос­ле суда Окасов расстался быст­ро. Но без портфеля проходил недолго. Несмотря на то, что уголовное дело в отношении бывшего директора лесхоза было прекращено не по реабилитирующим его основаниям, аким Жамбылского района Серик Ибраев издал 7 июня 2011 года приказ № 150 о приеме его на должность директора государственного учреждения “Центр занятости Жамбылского района СКО” - с правом первой подписи. Это очень мудрое кадровое решение - счастливо избежавший лишения свободы Бауржан Окасов очень хорошо знает, как правильно распоряжаться государственными деньгами. И наверное, будет весьма благодарен районному акиму.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, mukomol@mail.kz, Петропавловск

P.S. А в начале октября Павел Тёпенко из публикации в областной газете узнал, что Бауржан Окасов по-прежнему остается депутатом районного маслихата.
- Как хорошо у нас быть чиновником: воруй - не хочу! - негодует он. - Если попался - можно просто отдать деньги и дальше чем-нибудь руководить. Даже депутатские полномочия складывать с себя не придется...

Поделиться
Класснуть