5566

Варвары - краса!

Не так уж много в нашей стране профессионалов, способных что-то делать действительно на мировом уровне и при этом оценивать свою работу за рубежом даже дороже, чем тамошние признанные мастера. Поэтому каскадерская группа “Номад” во главе с Жайдарбеком КУНГУЖИНОВЫМ - это такой свет в окошке для тех, кто верит, что терпение и труд все перетрут.
В активе группы помимо кучи других проектов постановка трюков для свеженького голливудского “Конана-варвара” и готовящегося к релизу исторического фильма “47 ронинов” с Киану РИВЗОМ. А совсем скоро группа отправится на площадку “Неудержимых-2Сильвестра СТАЛЛОНЕ.

- Активно на международные проекты нас начали приглашать после работы над “Монголом” Сергея БОДРОВА, - говорит Жайдарбек. - Звонили режиссеры, продюсеры, и пошло-поехало. Разница в подходах между нашими кинематографистами и зарубежными, конечно, колоссальная. У нас вообще не дают времени на подготовку трюков, не существует такой строки и в бюджетах картин. Говорят всегда одно и то же: “Денег нет!”. По-моему, впервые в казахстанской практике сейчас нам выделили три месяца на подготовку к новому фильму Акана САТАЕВА “Мын бала”. Я думаю, зритель это сразу почувствует. Кроме того, мы готовили самих актеров, подкачали их, обучали фехтованию, научили запрыгивать на лошадь с ходу...
На Западе обязательно страхуют каскадеров. На “Конане-варваре” у меня парень ногу сломал, ему выплатили хорошие деньги, вылечили. Я сам в Ирландии сильно разбил голову, потому что режиссер в последний момент решил сделать трюк по-другому. С меня буквально скальп слетел. Меня сразу повезли в больницу, наложили косметические швы. В общем, к компании Universal, которая снимала картину, претензий нет. К людям там относятся хорошо.

- А к лошадям?
- Там же общества защиты животных постоянно за всем следят. Американцы даже перестали делать подсечки лошадям, чтобы не травмировать. Раньше они пускали лошадь, та скачет, а к передней ноге привязан трос, ведущий к закрепленным сзади на земле автомобильным покрышкам для амортизации удара. Когда выбирается длина троса, лошадь оступается и валится кубарем. И все равно мягко не получалось - лошади рвали себе плечи, бились головой. Крики, кровь. У нас подсечку делает сам всадник, причем выходит так мягко, что лошади по нескольку лет работают совершенно без травм.
А вот в Китае отношение к животным совершенно противоположное. Для них они - просто мясо. Мы с Бод­ровым ездили в КНР выбирать каскадеров и лошадей для “Монгола”. Нам вывели табун. Были очень хорошие кони, но основная масса “убитые”, со свежими травмами. Смотреть было жалко. Оказывается, для тех же подсечек китайцы используют электрические шокеры с дистанционным управлением. По­дают ток, и у лошади на ходу отключаются ноги, она падает, как мешок. После нескольких таких опытов скакуны начинают нервничать, ждут, когда их снова электричеством долбанет. Бодров посмотрел на все это и сказал: “С такими людьми мы работать не будем, поехали отсюда”.

- Многие наши специалисты как в сфере кино, так и вне его мечтают о признании за границей. Мало у кого получается. У вас “крыша”, да? Кому вы дали взятку, с кем состоите в родственных связях?
- Нашим людям не хватает трудолюбия и дисциплины. Здесь отношение какое? Вот мне мало платят, зачем я буду напрягаться, и так сойдет. Никто не стремится сделать лучше, показать больше, чем ему положено по штатным обязанностям. Чуть-чуть появились деньги, сразу расслабон, гулянки, ощущение, что ты мэтр. Раньше мои ребята тоже позволяли себе разные слабости, но я таких людей либо привожу в чувство, либо мы просто расстаемся. В группе дисциплина, как в армии. Заматерился - иди отжимайся. Иначе за рубежом не получится работать. Там, конечно, очень хорошо платят (сейчас мы даже дороже, чем болгарские каскадеры), но и за каждую вложенную копейку спрашивают на полную катушку.
А вот лошади у нас в отличие от людей гораздо выносливее, чем на Западе. Они могут целый день без устали работать. За границей чуть больше нагрузку дал, в обед не покормил - все, лошадь заболела. Однажды мы работали на Днях культуры Казахстана во Франции, взяли местных лошадей. На следующий день все они встали под капельницу. Два дня - и истощение!

Но, в принципе, это все вопросы подготовки. Надо лошадей тренировать, развивать природные способности. В Испании, например, отличные андалузские лошади - легкие, подвижные. Хочу сюда таких завезти. Кстати, иностранцы в основном используют меринов, а мы - только жеребцов. Они злее, интереснее, азартнее. Правда, попадаются такие, что как кобылу увидят - сразу голову теряют. Даже если у кобылы в это время течки нет. Ну так и среди мужчин такие встречаются!
Вообще у меня большая цель - создание конного театра по образу, например, американских натурных инсценировок из жизни Дикого Запада. Чтобы можно было показать быт кочевников, битву с джунгарами и так далее. Интерес к этому на Западе огромный. Мы с ребятами принимали участие в шоу мэра Лондона (кстати, стали там первыми иностранцами за 300 лет!), и когда шествовали мимо толпы в своих исторических костюмах, все просто замолкали намертво, а потом ревели еще сильнее! Меня даже уговаривали продать халат с меховой оторочкой.

- Вы работали и на приснопамятном “Кочевнике”. Иностранные коллеги не спрашивают, как, мол, ты мог трудиться на этой незаживающей ране казахского народа?
- У них к “Кочевнику” совсем другое отношение. Мы слишком многого ждали от кино, думали, будет шедевр, и в результате оказались разочарованы. А все без исключения иностранцы, с которыми я разговаривал на этот счет, говорят: “О, классный фильм! Качественная работа”. Ни разу я не слышал от них критического отзыва.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото из архива группы “Номад”

Поделиться
Класснуть

Свежее