13021

Серик БУКСИКОВ, художник: Работа - дыхание, а деньги - воздух

Художник и рекламист Серик БУКСИКОВ шагает по полю отечественного искусства широченными шагами: всего два года назад о нем как о мастере кисти никто не знал, а теперь ему заказывают картины для пафосных отелей и ресторанов в таких масштабах, что Веласкесу и не снилось. Понятное дело, Серик не плачет о трудной судьбе художника в современном мире, а наслаждается моментом.

Когда-то Буксиков закончил художественную академию. В то время он мечтал о славе живописца и о том, как будет разъезжать по заграницам, представляя и популяризируя казахстанское искусство. Но в один прекрасный момент тогдашний министр культуры, выступая по телевизору, заявил: искусство должно быть самоокупаемым. Студент Буксиков был хоть и романтиком, но с головой дружил и о будущем думал, а потому с холстом и красками решил на время завязать. Период художественного простоя, отданный рекламе, затянулся на долгие годы. Но Буксиков все-таки вернулся в искусство, начав работать в стиле поп-арт - затем организовал выставку под открытым небом “Искусствизация коммерции”. В итоге он стал чем-то вроде промежуточного звена между голимыми декораторами и “настоящими” художниками. С одной стороны, он круче, чем ребята с мольбертами с Арбата. С другой - не корчит из себя гения и умеет работать с клиентом.
К слову, рекламу Серик тоже не бросил.

- Ты делал картинную галерею для крутого ночного клуба. У тебя там отсылки к “голубому периоду” Пикассо, Матиссу, Малевичу, советскому реализму и так далее. Думаешь, посетители “ночника” в это дело врубаются?
- По большому счету, мне все равно. Работа художника - это в первую очередь акт с самим собой, а не с окружением. В свое время я делал рекламную кампанию для сигаретного бренда: убедил заказчика построить из сигаретных пачек копию Стоунхенджа. Правда, по-моему, клиент так и не врубился в тему. Но мне это было не важно, поскольку свою задачу я выполнил.

- Не боишься, что рано или поздно пиарщик убьет в тебе художника?
- Боюсь. Мое спасение в том, что я не отношусь к себе серьезно. Ни в рекламе, ни в творчестве. Всегда кто-то делает лучше тебя, но это не повод для рефлексии.

- А другие к себе серьезно относятся?
- Я с художниками практически не общаюсь. Мой круг - Канат ИБРАГИМОВ и Назипа ЕЖЕНОВА и отечественные фэшн-дизайнеры. Ну а если говорить о тех людях, которые отвечали за местное искусство “нулевых”, то они или неумны, или неталантливы, или попросту слабы. Давай начистоту: тот период мы просто профукали. Если мы говорим, что в Казахстане дебильная реклама, то за это отвечают креаторы. То же самое происходит с искусством, и за это ответственны художники с кураторами. Мне кажется, наше искусство ушло куда-то не туда со всеми этими пистолетами изо рта (фоторабота Ербосына МЕЛЬДИБЕКОВА. - Т. Б.) и голыми женщинами на верблюдах. В свое время Канат сказал, что искусство у нас делают дурно пахнущие, плохо одетые люди. Я с этим согласен, и отчасти из-за того, что мне не хотелось стать таким человеком, я ушел в рекламу.

- Предположим, искусство у нас действительно неважное. Вряд ли оно могло стать выдающимся в условиях провала по другим параметрам: образованию, медицине, политике и так далее. И - рекламе в том числе.
- Я говорю об искусстве в целом. Извини, но если, например, у меня какие-то проблемы с коррумпированным государством, я же не буду из-за этого “ходить” на асфальт или семечки лузгать.

- Кстати, неплохой перформанс: государство гадит на нас, а мы - на тротуар. Так сказать, политически заряженный акт.
- Да, Ибрагимов считает, что искусство вне политики не может существовать, и в этом мы с ним не сходимся. Я в политику не лезу. Сейчас мне бороться с кем-то или с чем-то рано, я еще не созрел. Мне нужно вырасти. У меня получается писать картины, я их пишу и зарабатываю деньги. Потом, когда денег станет достаточно много, я, может быть, сделаю что-то доброе и полезное для страны (а может, и не сделаю), не вступая в пикировку с существующим строем.
Когда ты работаешь, ты в любом случае взаимодействуешь со средой, и если позитивно заряжен, то меняешь ее в нужном ключе. Не могу сказать, что я реформатор, но, думаю, мое присутствие, в принципе, полезно для общества.

- Наверняка тебе уже говорили и будут еще говорить, что твои работы - это вовсе не искусство. Так, поделки любителя - чисто бабла накосить.
- Для большинства казахстанцев критерии искусства размыты. Но визуальные образы имеют силу. Вокруг нас огромное количество коммерческих образов, разработанных для попадания нам в мозг. Если искусство - то, что взаимодействует с социумом, влияет на него, значит, я делаю искусство. Что касается бабок, для меня работа - как дыхание, а деньги - как воздух. Если я перестану дышать, то не смогу развиваться. А все, что мне надо, - возможность расти на взаимовыгодных началах: вы - мне, я - вам. Высокопарные лозунги о спасении культуры Казахстана готов оставить другим.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть