8312

Всадники и лошади

Всадники и лошадиЕсли большинство прогнозов на следующий год относится к разряду гипотетических, то, по крайней мере, два международных проекта с участием Казахстана будут реализованы именно в 2010 году. Речь идет о создании Таможенного союза и председательствовании Казахстана в ОБСЕ.

Естественно, прямой связи между этими событиями нет, так как они несут для руководства страны разную смысловую нагрузку. Если председательствование в ОБСЕ для Казахстана имеет больше имиджевую окраску с неясными результатами, то создание Таможенного союза может привести к серьезным последствиям для развития страны. И не только в экономической сфере. Здесь стоит согласиться с мнением доктора экономических наук Рахмана Алшанова, который считает, что российская сторона извлекает из интеграции значительно больше выгод, чем казахстанская. Это обусловлено исторически сложившимся более высоким уровнем диверсификации российской экономики. Кстати, по его данным, в прошлом году самое большое отрицательное сальдо во внешней торговле у Казахстана образовалось именно с Россией. Директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев также не скрывает того, что Россия, вступая в Таможенный союз, планирует сохранить высокий уровень защиты своих производителей.
В течение этого года уже было сломано немало копий по поводу экономических выгод и потерь республики от создания единого таможенного пространства. Оптимисты говорят, что сливки снимут все его участники. Пессимисты подозревают, что в выигрыше останется только Россия с ее более мощным экономическим потенциалом и агрессивными бизнес-структурами. Оптимисты ждут триумфального вхождения казахстанских компаний на российский и белорусский рынок. Пессимисты считают, что их там никто не ждет. Оптимисты утверждают, что многие российские и белорусские товары подешевеют. Зато пессимисты закупают французские вина, прибалтийские шпроты и китайские носки, опасаясь резкого роста цен на другие импортные товары. По крайней мере, цены на подержанные иномарки, которые популярны у многих казахстанцев, по мнению официальных структур Казахстана, могут подняться. Это касается и многих других импортных товаров, не произведенных на территории Таможенного союза, в том числе и очень демократичных в ценовом плане товаров “made in China”.

Общий рынок

Понятно, что для Казахстана это больше экономический проект. О чем и заявляется с высоких трибун. Поэтому и звучат в основном цифры о появлении общего рынка с 170-миллионным населением и о новых возможностях для казахстанского бизнеса. При этом забывается, что из 170 миллионов 140 миллионов - это россияне, чьи потребительские ниши уже поделили крупные российские компании, не жаждущие видеть у себя белорусских и казахстанских бизнесменов. Также говорится о том, что в течение пяти лет союз обеспечит рост ВВП Казахстана, России и Беларуси на 15 процентов, а суммарный интеграционный эффект от создания Таможенного союза к 2015 году составит около 400 млрд. долларов. И, как венец интеграционного соития, к 1 января 2012 года должно родиться Единое экономическое пространство (ЕЭП). При этом практически все эксперты признают, что эффект от создания Таможенного союза будет виден только через два-три года.
При этом делать чрезмерный акцент только на экономических рисках создания союза без учета возможных социально-политических последствий для Казах­стана - ошибочный подход. Если руководство страны хочет, чтобы Таможенный союз, пускай в долгосрочной перспективе, принес выгоды стране, стоит более внимательно присматриваться к своим партнерам по этому проекту, чтобы наши конечные цели не стали противоречить друг другу.

По Бисмарку

Ведь если посмотреть на внутреннюю структуру и распределение влияния во многих региональных объединениях, то можно увидеть, что при декларируемом равенстве в любом союзе, выражаясь словами Бисмарка, есть свои всадники и лошади. Лично я не верю в альтруизм международных проектов, где масло равными слоями будет намазываться на равные куски хлеба для всех его участников. Даже в рамках Европейского союза, особенно в условиях кризиса, национальный эгоизм государств привел к росту торгового протекционизма. Что тут говорить о постсоветских государствах, которые еще продолжают свой “парад суверенитетов” как в экономике, так и в политике. Ссылка на советский народно-хозяйственный комплекс, объединявший когда-то союзные республики, вряд ли уместна, так как центр все-таки находился в Москве. Даже в Европейском союзе явно видны политические и экономические тяжеловесы в лице Франции и Германии. В союзе стран Латинской Америки, который также должен появиться в 2010 году, за место лидера будут конкурировать Бразилия и Венесуэла. В АСЕАН первую скрипку давно уже играет Китай. Что касается Таможенного союза, то вопрос о лидерстве здесь рано или поздно встанет, так как для той же России это не просто экономический, но и геополитический проект. По поводу истинных мотивов Минска судить сложно, учитывая то, что Лукашенко довольно часто делал противоречивые заявления о Таможенном союзе - то ставил под сомнение выгоды для Беларуси, то поддерживал данное объединение.

Прокитайское лобби?

В той же Москве хорошо понимают, что посткризисный мир будет многополярным. И речь идет не о БРИК, а о конкуренции регио-нальных объединений, в центре которых находятся один или два центра притяжения. Из всех постсоветских региональных структур у России есть только две более или менее работающие организации. Это ОДКБ и ЕврАзЭС. Но у ОДКБ существует довольно серьезный конкурент в лице ШОС, где движущей силой является Китай. Что касается ЕврАзЭС, то основной состав его участников представляют страны Центральной Азии, которые в экономической сфере все больше подпадают в сферу влияния Пекина, а не Моск­вы. Именно Китай и его активное проникновение в Центральную Азию, Россию сейчас беспокоят больше, чем американские военные базы. Ведь значительные объемы центральноазиатского газа Китай уже перетянул на себя. В частности, правительства Узбекистана и Китая договорились об экспорте в КНР до 10 млрд. кубометров узбекского газа в год после ввода в строй второй ветки газовой магистрали Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай в 2011 году. Туркменистан собирается ежегодно экспортировать в Китай около 30 млрд. кубометров с возможностью увеличения объемов экспорта еще на 10 млрд. кубометров. В глаза бросается и то, что на 22-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов президент озвучил список крупнейших промышленных объектов, где три объекта уже реализуются с участием Китая. И судя по объему инвестиций и активности в разных сферах, именно Казахстан является региональным приоритетом для Китая в экономической сфере. Можно предположить, что по мере увеличения экономического влияния китайских компаний в Казахстане в стране появится явное прокитайское лобби из числа местной политической и бизнес-элиты. А это уже явно политическое поражение России, которая имеет свои виды на регион.
В этой связи создание Таможенного союза позволит решить несколько проблем сразу. Во-первых, позволит России создать определенные ограничители для экономической активности со стороны Китая, особенно если в Таможенный союз войдут Кыргызстан и Таджикистан. Во-вторых, увеличение присутствия российского бизнеса в Казахстане автоматически трансформируется и в рост политического влияния России. В частности, не исключена интеграция российского и казахстанского олигархических капиталов. Что, кстати, не мешает появлению и серьезных конф­ликтов между российскими и казахстанскими бизнес-структурами, так как, по мнению некоторых экспертов, Россия во многом будет определять нашу таможенную политику. А это реальная угроза для Казахстана быть втянутым в россий­ские торговые войны. Побочным последствием такого сценария могут быть рейдерские захваты собственности, в чем российские бизнес-структуры уже давно набили руку. В этом случае не исключены и конфликты с крупными иностранными компаниями, работающими в добывающей сфере Казахстана. Со временем, как и в случае с прокитайским лобби, в Казахстане явно сформируется российская группа давления, тем более что в нашей элите немало выпускников российских вузов.

Цены и пошлины

Еще более неясными являются социальные последствия создания Таможенного союза. Следует учитывать, что за основу формирования общего тарифного плана были взяты 92 процента российских пошлин. В результате изменению подверглось около 30 процентов таможенных пошлин Казахстана, что грозит удорожанием многих товаров на нашем внутреннем рынке. Взять хотя бы продовольствие. Конечно, существенную часть казахстанского рынка уже заняла российская продукция. Но по итогам 2008 года товарооборот между Китаем и Казахстаном составил 15,9 млрд. долларов. При этом порядка 34 процентов китайского импорта в нашу республику приходилось как раз на продовольствие, которое явно поднимется в цене. Кроме этого на 5 - 20 процентов поднимутся таможенные пошлины на все виды медикаментов и лекар­ственных средств.
Интересно, как этот рост цен скажется на антиинфляционной политике нашего правительства? Ведь здесь возникает реальная угроза дискредитации всех тех социальных обязательств, которые уже были озвучены в этом году. Не секрет, что естественный рост цен на одни товары приведет к спекулятивному росту на другие товары. На этом фоне обещанное повышение зарплаты бюджетникам на 25 процентов станет не только запоздалой компенсацией за проведенную девальвацию тенге, но многие ее и не почувствуют. Вряд ли такое положение вещей будет способствовать снижению роста социальной напряженности в стране. Дополнительный уголек в огонь может подкинуть и новый рост безработицы в стране в связи с тем, что многие казахстанские предприятия просто не смогут конкурировать с российскими и белорусскими компаниями. Как отмечают специалисты, большинство казахстанских компаний, работающих с импортом, теперь будут вынуждены либо поднимать цены, либо снижать прибыльность бизнеса, так как около двух третей импорта идет в нашу страну не из России и Беларуси. Из-за создавшейся конкуренции произойдет вытеснение отечественных производителей с казахстанского экономического пространства, что увеличит давление на рынок труда.
В целом Таможенный союз напоминает новый самолет. Пока на нем не полетаешь - не поймешь, будет ли он держаться в воздухе или упадет на землю. Но для Казахстана крайне важно сидеть не в кресле пассажира, а у штурвала или, по крайней мере, в пилотской кабине.

Досым САТПАЕВ, политолог, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Класснуть