Вперёд, в прошлое
После работы над фильмом
“Лавэ” известный
художник Марат САГИТОВ (на снимке) дал себе зарок не лезть больше в кино. Он и не лезет больше - он лезет дальше. Поэтому сейчас Марат работает над грандиозным анимационным проектом, посвященным истории государства казахского. Правда, до момента релиза проекта художник никаких подробностей раскрыть не может, но не беда - с хорошим человеком всегда можно договориться. До чего-нибудь.- Раз мы коснулись истории, а вы работаете в том числе и в кино, ваше мнение о наших исторических фильмах.
- Ну, первая общепринятая реакция - лажа. Подразумевается, что они в принципе нравиться не могут. Мы ведь привыкли к голливудским фильмам, где безупречна каждая деталь. Но обращение к истории - естественная вещь. У нас же долгое время не было возможности говорить о себе. Люди боялись заикнуться о том, что они не только великий советский народ, а еще и отдельная нация. Обходить великий и могучий народ, который из них сделал людей, было опасно. И история, и археология подчинялись этой идее.
Поэтому понятно, что за столетия накопился некий должок. Наши дети до сих пор не познали собственный светлый образ предка, который бы их вдохновлял.
Так что на самом деле исторических фильмов сняли мало. Все, что делалось, - это определенная “раскатка”. Человек, который долго не мог говорить о том, что думает, первое время просто несвязно орет и брызжет слюной. Так выходят эмоции, и это неизбежный этап. От этого все исторические герои у нас гипертрофированы. И не только в кино: в каждом ауле теперь есть свой батыр. Что даже арифметически странно - если бы их столько было в реальности, мы бы джунгар за неделю задавили.
Сейчас идет болезненный период излечения, проявляющийся во всех сферах искусства. Очень показательный пример - Мурат АДЖИ. Он все пишет с позиции обиженного человека и доказывает, что все в мире началось у тюрков. Мне ближе позиция ГУМИЛЕВА, который уже переболел обидами и может позволить себе быть “над схваткой”. Более того, у него чувствуется любовь к предмету. Он просто тащился от того, что делал.
- Короче говоря, надо продолжать снимать байопики и углублять батыроведение?
- Во всяком случае, я против того, чтобы всем разворачиваться на 180 градусов, начинать снимать только “дворовое” кино и тому подобное. Такие однозначности попросту опасны. Дело в том, что мы все время пытаемся пристроить свою культуру под какие-то известные зарубежные модели. И ничего, разумеется, у нас не получается.
Сейчас я работаю над одним проектом, и мне приходится изучать этнографический материал. Какую одежду носили казахи в XVI веке, какую в XVII. Казалось бы, рутинное занятие, но постепенно погружаешься в материал и начинаешь кайфовать от него. Начинаешь его любить. Мне кажется, именно в этом проявляется собственное “я” народа - в любви к своему, к себе. Французы тоннами снимают про свой Париж и еще сто лет снимать будут.
А наш народ себя недолюбливает. Пока. Поэтому так болезненно реагирует на “Бората”. Как закомплексованный в доску человек, который все шутки на застолье принимает на свой счет.
- И мы пытаемся возвысить себя, так сказать, в локальном контексте?
- Геббельс говорил: “Заберите у народа историю, через сто лет он потеряет память, а еще через 150 станет скотом”. У нашего народа память отшибло напрочь. Банально прозвучит, но от того, чтобы не стать скотами, народ должна уберечь прослойка интеллигенции. Как ни крути, мы остро нуждаемся в прослойке просвещенных людей. Не политизированных, не извращенных деньгами, а прозревших и при этом не втянутых в кормушку, которая ломает почти всех подряд. Такие люди уже есть. Раньше им было страшно, потому что они боялись пропасть, не найдя себе места в нашем обществе. Но вдруг выяснилось, что можно жить и так! Независимость нам дала очень много - она дала возможность иметь альтернативные взгляды. И за них у нас не убивают.
- Тут такое дело. Существует толстый слой придворных деятелей культуры, которым некисло живется. Есть и другой, полностью оппозиционный. Но ведь и им тоже платят. Только другие.
- О том и речь. Настоящие художники в нашей стране прошли определенное испытание отсутствием денег и тяжелыми условиями выживания. И это хорошо. Видно, кто есть кто. Я помню, когда только появился Фонд Сороса и начал раздавать деньги. Был очень забавный момент: те суперидейные люди, которые до крови спорили, что инсталляции и перформансы - это не искусство, получив гранты, быстро переметнулись в другую сторону. Начали фотографировать, создавать поделки из мусора. Главное, чтобы была критика государственности. А западным товарищам это как бальзам на душу, когда они видят, как их система побеждает.
Не хочу сказать, что я настоящий. Но я каждый день борюсь и стараюсь держать свою идею в фокусе. Идея простая - учиться самостоятельно, размышлять, анализировать и вообще воспринимать окружающий и внутренний мир. Когда мы научимся по-настоящему понимать и любить себя, мы будем создавать удивительные вещи и просто не будем нуждаться в положительных рецензиях “цивилизованных миров”. Даже выполняя заказ, я стараюсь заложить в работу свой заряд.
- Кстати, насчет просвещения. То, что у нас появляется все больше мечетей, куда толпами стремится молодежь, в целом воспринимается как благо. Но Нурлан ЕРИМБЕТОВ, например, считает, что это от безысходности: пойти больше некуда.
- Вакуум есть. А покуда он есть, его всегда кто-то (или что-то) заполнит. Конечно, это проблема, потому что знание в неразвитом сознании превращается в разрушительную силу. Если же человек переполнен невежеством, у него одна мысль - куда скинуть свои проблемы. И современные формы религии поощряют такой подход. Можно скинуть свой груз в подставленную корзинку без особой работы над собой. Скинул, тебе показали источник неприятностей и спасителя от него. Для этого думать не надо. У новообращенного начинается благоговейное исступление, от которого ему хорошо. Но счастья нету - идет постоянный поиск врага.
А самое главное - это не вина таких людей. Это вина людей от культуры, которые ничего лучше не предложили.
Мы смущаемся и считаем историческим недоразумением, что когда-то были немусульманами или нехристианами. Хотя, наверное, 90 процентов населения даже не пыталось поинтересоваться, что такое тенгрианство, и просто не поверит в то, что главные постулаты, идеи, символы, атрибуты и даже имена их богов произросли из корней этого могучего теологического древа.
- И что?
- Сейчас как раз и нужна историческая просвещенность. Как сказал упомянутый Аджи:
- мы должны иметь свою правдивую биографию, а не ту, что нам придумали;
- таково условие настоящей свободы;
- история на всем постсоветском пространстве стала идеологическим ресурсом, который дороже нефти и всего золота мира, потому что он (ресурс идеологический) и есть свобода.
Наши сказки, мифы, поверья хранят в своей глубине неповторимость забытого когда-то очень давно мироощущения. Когда мы преодолеем все невежество, предвзятость и сможем принять свой дух, у нас будет и уважение, и признание.
Потому что мы станем сами собой.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

