Анау-мынау о Текущем Моменте
Берик АБДЫГАЛИЕВ, политолог
Формула любви
Сегодня вводят норму, согласно которой будущий мажилис должен состоять из представителей как минимум двух политических партий. Если по результатам следующих парламентских выборов одна из партий по сложившейся традиции получит, к примеру, более 93 процентов голосов избирателей, то выборы объявят несостоявшимися и отменят итоги. А если при повторных выборах партия получит такое же количество голосов, то результаты снова отменят. И так до бесконечности.
Что это означает и как это понимать? Вывод напрашивается довольно простой и одновременно тревожный: наверху появилось твердое желание ограничить право казахстанцев голосовать только за ту партию, которую они “очень” любят и хотят видеть в мажилисе.
Неясно, почему все молчат? Почему молчат активные избиратели “Нур Отана”? Лично я, например, ожидал шквала критики от активистов партии власти, дескать:
“Как так можно ограничивать права партии?! Если народ хочет видеть только одну партию в мажилисе, почему лишают его такой возможности?! Пусть народ сам решает, сколько партий иметь в парламенте!”.
Однако ничего подобного не случилось. А что самое удивительное, решение принимает само нуротановское правительство и нуротановский же парламент!
Похоже, дамы и господа-“избиратели”, мы в своей любви явно перестарались, нарушив все нормы приличия. Власть, по-видимому, не ожидала от нас такой любви, хотя, конечно, она и не могла не догадываться о наших к ней чувствах. Но кто же предполагал, что наша любовь окажется столь страстной, слепой и безудержной?!
Значит, решили наверху, неуправляемую любовь нужно немного охладить и направить в более спокойное русло. В том смысле, что любить “Нур Отан” можно и даже нужно. Но при этом у избирателя должна остаться толика любви еще и на другую партию, имя которой ему потом подскажут.
Вместе с тем надо признать, что новая формула любви от партии власти характеризует ее только с положительной стороны: она не эгоистична, она думает о других. И даже готова ради этого уступить часть своих мандатов. Но для чего или для кого это сделано?
Я абсолютно уверен, что как настоящая “народная” и “демократическая” партия “Нур Отан” делает это прежде всего для нас.
Чтобы мы вновь не скатились к тем временам, когда народ и партия были едины, когда лидер партии был провозглашен вождем.
Теперь будет разрешено голосовать за другую партию. Тут главное - не ошибиться.
Сдается, что новые партийные реалии вводятся и для акимов, которым в следующий раз придется более аккуратно, почти ювелирно “поддерживать” проценты для партии власти, не забывая при этом о другой, пока неведомой “партии-партнере”.
Новую норму ввели и для международного сообщества. Мы ему говорим: “Да, у нас однопартийный парламент. Так получилось. Но это в последний раз. Такого больше не будет. Мы это гарантируем. Законодательно”. И международное сообщество верит.
В наших условиях новые поправки - это, по сути, официальное принятие двухпартийной системы. Но если парламент будет состоять только из двух партий, точнее одной с половиной - “Нур Отан” и “Адилет” либо “Ак жол”, - то какая разница от того, сколько там партий - одна, две или полторы?
И голос извне спросит:
“А где оппозиция?”. Боюсь, что в таком случае снова потребуются дополнительные изменения в закон: к примеру, не менее трех партий, и чтоб одна из них была обязательно оппозиционной.
Может, и до этого дня доживем, когда нам официально разрешат голосовать за оппозицию? Не дай бог!
Асия БАЙГОЖИНА, кинодокументалист
А наш эфир струит зефир
В советское время опиумом для народа считалась религия. Сегодня опиумом для масс стало телевидение. ТВ - это наше всё. Без всякого преувеличения. Подавляющее большинство населения, и прежде всего коренного, оторвано от благ цивилизации и очагов культуры. Приезжайте в любой аул и убедитесь сами. Книг - за исключением учебников - давно не покупают, библиотек и кинотеатров нет, газет не выписывают, Интернет по-прежнему - тайна и загадка.
Просвещение, информирование, развлечение, воспитание, культура - все это ныне вотчина исключительно телевидения.
Лишь ничтожный процент населения имеет возможность смотреть кабельное и спутниковое ТВ. Абсолютное большинство - заложники отечественного ТВ. Что собой представляет сегодня местный телеэфир? Это нехудожественная самодеятельность случайно попавших в среду ТВ ограниченных людей, демонстрирующих на всю страну отсутствие ума, талантов, элементарного вкуса и просто грамотной речи. Но при этом упивающихся фактом предъявления себя на экране. То, что ныне снимает и показывает наше родное ТВ, отдает таким провинциализмом и убожеством, что диву даешься: неужели в стране перевелись профессионалы? Чем один канал отличается от другого? Новости на всех как близнецы-братья. Ток-шоу носят информационно-презентационный характер, и практически все из разряда трамвайных разговоров. Гости на ТВ бывают порой незаурядные, но поддержать заявленную планку разговора ведущие не в состоянии, уровень их компетенции оставляет желать лучшего. Наше ТВ уже и думать забыло о производстве оригинальных программ. Оно лишь предоставляет площадку для трансляции коллективных действий. Ну скажите, как иначе назвать многочасовые айтысы и кокпары в эфире? Ощущение такое, что их нам показывают в реальном времени и безо всяких свойственных и необходимых ТВ-преобразований, диктуемых форматом, жанром или хотя бы композицией кадра. Более того, те, кто делает наше ТВ, напрочь забыли, что имеют дело именно с телеВИДЕНИЕМ, то есть в первую очередь зрителю надо предъявить картинку, визуализировать происходящее. Вместо этого предлагается радиопередача с иллюстрациями. Причем иллюстрации подобраны из рук вон плохо, если не сказать провокационно и безграмотно.
К примеру, передача об Алаш-орде на национальном канале. Начало прошлого века. А хроникальные кадры, иллюстрирующие их, взяты из архива времен… освоения целины! И такое пренебрежение к фактам, людям, событиям собственного прошлого и настоящего - норма местного ТВ. Оно не стесняется своего невежества. Оно им напоказ гордится! Телевидение - оружие массового поражения. Оно манипулирует общественным сознанием и целенаправленно оглупляет массы. Те, в чьих руках наше ТВ, так препарируют нашу действительность, подвергают ее столь изуверской цензуре, что, включая телевизор, мы видим копию, до отвращения похожую на оригинал. От этого, безусловно, сводит скулы. Но у нас нет другого выхода - нам нечем заменить телевизор. Согласно последнему опросу социологов, 80 процентов казахстанского населения считает отечественное ТВ единственным поставщиком культурных ценностей. Да, половина опрошенных не удовлетворена качеством услуги. Но выбора нет, скоро стопроцентно будем довольны. Действительность без всяких условностей станет сказкой, полной ярости и шума, рассказываемой (и показываемой!) идиотом. Та еще будет забава! Где там Борату тягаться…
Талгат КАЛИЕВ, советник первого заместителя председателя НДП “Нур Отан”
Равнение на happy end
В годы Великой депрессии в США одним из ключевых факторов выхода из кризиса стал мощный нацио-
нальный порыв. Государство снижало налоги и помогало банковской системе, предприниматели приняли для себя единые правила игры и здоровой конкуренции, а население стало возвращать деньги в банки.
Перелистывая прессу последних недель, я был шокирован заголовками: каждая газета с особым упоением выбирает шрифты и соревнуется в их размерах, чтобы изощреннее написать гиперпопулярное слово “кризис”.
Одно популярное издание пожертвовало всей первой полосой, чтобы разместить это слово красным шрифтом на всю ширину страницы. Другие газеты обращаются к экспертам, астрологам - словом, к кому угодно, кто наиболее убедительно предскажет, что год следующий будет значительно хуже года нынешнего. Сомневаюсь, что от этого кризис стал менее общемировым и менее сокрушительным, но население наше получило очередную порцию негатива.
Между тем состояние экономики во многом зависит от массовых настроений населения: то оно выстраивается в очередь за кредитами и дает бешеный рост банковской системе, то увлекается покупкой квартир, объявляя эпоху развития строительной индустрии. А может и впасть в глубокую депрессию, предпочтя банкам привычные бабушкины чулки, и откажется от всех покупок в угоду мыслям о пресловутом “черном дне”. К чему приведет эта перспектива - прогнозировать не хотел бы ни один экономист.
Маркетологи и PR-технологи давно научились манипулировать массовым сознанием для повышения уровня продаж. И в условиях экономических кризисов специалисты прекрасно осознают крайнюю степень чувствительности массовых настроений и главенствующую роль Его Величества Потребителя в успешном преодолении экономических трудностей. А стало быть, и сознание его нуждается в трепетном к нему отношении.
Никто не спорит - “жареные” новости продаются лучше хороших, и пресса должна быть главным контролером и общественным регулятором. Но в такой погоне за сенсационным негативом можно добежать и до края, за которым массовая паника и сокрушительной силы цепная реакция.
Наряду с негативом аудитории нужна информация о хорошем и добром, о подвигах, которые и сегодня происходят на каждом шагу.
Почему-то сегодня публикация о взяточнике достойна целой газетной полосы, а дорожный полицейский, ценой жизни спасший автобус с детьми, удостаивается лишь маленького уголочка.
Почему статья о выпускнике “Болашака”, наладившем массовое производство кумыса на маленькой станции, экспортирующем национальный напиток на Запад, считается рекламой, а материал о закрывающихся предприятиях будет иметь статус обычного? Вряд ли насаждение негатива будет способствовать пробуждению среди населения производительных сил и всплеску предпринимательской инициативы. Напротив, от обилия чернухи может поубавиться жизненной энергии даже у некоторых опытных и активных бизнесменов. Что уж говорить о людях, только задумывающихся о запуске собственного дела...
Возвращаясь к Великой депрессии, нелишне бы вспомнить, какую роль сыграл Голливуд в формировании вышеупомянутого национального порыва. В те сложные годы американский кинематограф снимал фильмы с исключительно позитивным финалом. Америка сумела сберечь психику своих граждан и стала великой нацией. Сумеем ли мы запрограммировать себя на happy end?

