Не сувенирное мышление
Директор центра современного искусства Валерия ИБРАЕВА вводит в мировой культурологический обиход новый термин - “восточный ориентализм”. Автор уверяет, что в этом словосочетании нет никакой тавтологии, разве что самоирония. Ее мнение разделили участники международной конференции
“Пункт назначения - Азия”. Правда, злые языки готовы руку дать на отсечение, что термин бессмысленный, что восточный ориентализм - это самое натуральное масло масляное. - Запад всегда интересовался Востоком и изучал его. Так появилась наука ориентализм, или востоковедение, - говорит Валерия ИБРАЕВА. - Все самые серьезные исследования в этом направлении сделаны западными учеными. И только примерно последние тридцать лет Восток начинает смотреть на себя глазами ученого, но до сих пор ученого, воспитанного Западом.
- В чем ироничность термина?
- Мы все время зациклены на западном направлении. Например, общепризнано, что центры мирового искусства находятся в трех городах - Нью-Йорке, Лондоне и Берлине. На них и ориентируются наши современные художники. Впрочем, лет десять назад, когда наш центр современного искусства только организовывался, казахстанские авторы стонали, как три чеховские сестры: “В Москву, в Москву...”. Я их долго убеждала в том, что, даже несмотря на отсутствие языкового барьера, в Москве к нам будут относиться как к представителям отсталой окраины. Что и происходит до сих пор. Достаточно перечислить названия статей, посвященных нашим художникам: “Нашествие с Востока” или “Искусство гастарбайтеров”. Наконец удалось убедить, что Москва не центр мира и культуры, что существуют другие страны и города, но мы продолжали смотреть все-таки в западном направлении. И когда два года назад фонд “Хивос” предложил нам разработать совместные проекты и активно сотрудничать с Индией и Пакистаном, лично для меня это было очень странно с точки зрения нашей постоянной ориентации на Европу. Шаг на Восток воспринимался как шаг назад. Вот тогда мы стали исследовать, что же такое Восток.
- Теоретически и Казахстан, и Индия - это Восток, но практически мы все же очень разные даже в своей восточности. Как можно было объединить нас в одном проекте? - На самом деле общего у нас больше, чем кажется. Первая выставка проекта так и называлась: “Пункт назначения - Азия. Нестрогое соответствие”. У нас ведь даже много общих слов: тамаша, нан, айран. Они идентичны. Вот только почему-то слово “казах” у них означает “бандит”. Вторая выставка в Бомбее называлась уже “Пункт назначения - Азия. Перебирая стереотипы”. Власть стереотипов сильнее всего заметна в “сувенирном мышлении”. Мы делаем то, что от нас ждут. То есть, приезжая в Индию, вы обязательно захотите купить фигурку слона, а поскольку есть спрос, то и слонов будет много. Точно так же к нам приезжают гости и хотят увидеть юрту. Естественно, мы ее возводим. Мало того - когда мы едем за границу с выставкой, то уверены, что там тоже нужна юрта, и стараемся привезти ее с собой. А потом изумляемся, что посетители на выставке современного искусства спрашивают: “Чего у вас тут юрта стоит, вы до сих пор так живете?”.
- А знаменитая акция, которую совершил в Москве Канат Ибрагимов с закланием барана и питьем крови, тоже образец сувенирной самопрезентации?
- Как раз в этом случае автор говорил: хотели дикаря - получите его. Почему нас не воспринимают современными людьми, почему про нас могут написать “Искусство гастарбайтеров”? Потому что мы привозим юрты и представляем себя таким образом. В нас хотят видеть варваров, и мы это демонстрируем. Но в той же Индии можно не только купить слона, но и увидеть современное искусство. Вот разница между двумя азиатскими странами.
- Это большая разница - азиатские и восточные?
- Да, во время конференции было много споров о Казахстане: Восток мы или нет? Все наши гости сказали, что Алматы - абсолютно европейский город. А наши самые близкие восточные соседи - Таджикистан и Узбекистан - сказали “нет”: вы все время говорите о номадизме, это не наше, и вообще, наверное, наша культура имеет другой вектор.
- То есть деликатно так выразились: мы, мол, из другого теста?
- Да, фактически повторили товарища Каримова, когда он не поддержал предложение Назарбаева об объединении восточных стран. Кстати, еще одна большая проблема Востока - азиатские страны не дружат друг с другом в области культуры, потому что у культурных институций азиатских стран нет денег. Как вообще нет традиции поддерживать культуру. Вот он - восточный ориентализм.
- А то, что работы наших художников, относящиеся не просто к современному, а к актуальному искусству, нельзя увидеть даже в Алматы, это тоже восточный ориентализм?
- Из этой серии. На самом деле это откровенная глупость, из числа многих творящихся в нашей стране. Но глупость - вещь, к сожалению, непоправимая. Наверное, интерес к этом пласту культуры проснется тогда, когда творчество художников можно будет провести по программе “Ата мура” - “Наше наследие”. Тогда поедут экспедиции, будут разыскивать, реставрировать, популяризировать. Это же очень-очень выгодное занятие, сколько денег можно “освоить” через оплату исследований.
- Зал во время конференции нельзя было назвать переполненным. Кроме спикеров, кто-то заинтересовался такими серьезными проблемами?
- До начала конференции мне звонила куча народа из Академии наук. Все спрашивали: “Вы потом будете книжку печатать? А можно я приду, а можно выступлю, а вы напечатаете?”. Я не могла ничего обещать. И когда наш народ понял, что поддержать свои диссертации публикацией не удастся, сразу потерял интерес. Я думала, что придут представители разных партий и вообще люди, много говорящие о поиске национальной идеи, самоидентификации, национализме...
- О каком таком национализме?
- А я не вижу ничего плохого в термине “национализм” - это дочка колониализма и его непосредственный продукт. А если бы не было национализма, не было бы ни восточного, ни западного ориентализма. Кстати, о нашей общности с Индией - все постколониальные державы переживают всплеск национализма. И колониализм - это не всегда однозначное зло. Так что следующую конференцию мы хотим посвятить этой проблеме и сделать выставку “Похвала колониализму”.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, тел. 259-71-99,
e-mail: evdokimenko@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА и участников международной конференции “Пункт назначения - Азия”
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

