Дело - в шляпе!
На днях
алматинский художник Всеволод ДЕМИДОВ (на снимке) вернулся из Астаны. Третий год подряд Сева разрисовывает скульптуры животных, которые распродаются на благотворительном аукционе. Правда, раньше художник это делал в Алматы, но идея переехала в столицу вместе с
акимом Имангали ТАСМАГАМБЕТОВЫМ. В этом году кроме привычных лошадей и верблюдов художник работал и над гипсовыми сайгаками.- Вообще это достаточно интересный проект, - рассказывает Сева. - Особенно мне нравилось, каким он был раньше, когда можно было рисовать хоть что. Главное - передать зрителю радостную и позитивную эмоцию. А в этот раз приходилось трудиться специально к десятилетию Астаны: все работы - по заказу. А такие вещи художник делает с не очень большим интересом - скорее, по нужде. Я в свое время уходил от заказчиков в свободное творчество - ну не могу я работать из-под палки!

Зато “в свободном полете” у Демидова получается творить неплохо и очень продуктивно. А главное - не похоже на других. По части экспериментов и художественных провокаций Сева порой превосходит сам себя, придумывая все новые и более изощренные творческие ходы. Сначала у него была муравьиная тематика в графике. Маленьких насекомых он запихивал в каждую вторую свою работу, да с таким мастерством, что ни одна из них не была похожа на предшественницу. Потом художник стал заниматься аппликацией прямо на картине - приклеивал куски кожи, ткани, тесемки и даже металл. Или вот задумал недавно превратить головные уборы в произведения искусства. Насобирал мешок банальных кепок, шапок, бейсболок, взял кисти, краски, клей, спонжики, колокольчики и кучу другого декоративного хлама. И дело в шляпе! Получилась целая коллекция функциональных и долгоиграющих художественных произведений, которые хоть сейчас надевай на голову и носи а-ля Сергей КАЛМЫКОВ.
- Творчество для меня - это не результат, а процесс, - говорит Сева. - А завершенность - мертвая субстанция. Когда зритель смотрит на произведение и у него аукается что-то внутри - это и есть процесс. И он, по сути, является сотворцом, ведь у зрителя свой опыт или свое видение. И я никогда жестко не трактую свои работы - на них можно глядеть под разным углом.
Также для меня творчество - это игра. И я своими работами пытаюсь вовлечь зрителей в нее, сместить привычные понятия и ощущения. Как-то я купил две лопаты - совковую и штыковую. Черенки распилил на мелкие кусочки, которые соединил между собой крючками. Получились две такие длинные змеи по четыре метра каждая. И каково же было мое удивление, когда один продвинутый любитель искусства купил у меня эти две извивающиеся змеей лопаты за четыреста баксов - со словами: “Я много мотался по Европам, много чего видел, но такого - нигде”. Я почему это рассказываю? Хотя большинство людей тяготеет к классике, настоящее искусство - это пограничное состояние, которое прорывает устоявшиеся рамки. Поэтому для меня очень важная задача - “расшатывать” зрителя.
Сева Демидов констатирует: пресловутый мировой кризис коснулся даже художников! Он задел богатых клиентов, которые перестали покупать работы. А чрезмерное скопление непродаваемых сгустков энергии художника в его доме - не есть хорошо.

- Для меня важна обратная связь со зрителем, - рассуждает Всеволод. - Потому что в процессе созидания сильно выдыхаешься, а для творческого человека очень важно восстановление его энергии. Вот сейчас на меня навалилась депрессия, потому что я много отдал, но мало получил взамен. В том числе и денег, которые, по сути, тоже являются энергией. Пополнение энергией возможно и за счет добрых отзывов. Я даже тетрадку специальную выставочную завел - для отзывов.
Межу словом “художник” и “чудак” можно поставить знак равенства. Эта аксиома работает в 99 случаях из 100. И Сева - типичное тому подтверждение. В этом году 1 апреля эпатажный театр “АРТиШОК” решил отметить День дурака, и организатором был приглашен Демидов. Там художник провел множество дурацких конкурсов, а кроме того, раздавал медаль со своим девизом: “Я - дурак и горжусь этим”.
- Есть у меня и чудные ритуалы, - делится Сева. - Например, раньше, когда заканчивал очередную графическую работу, клал ее на пол, включал хорошую музыку и танцевал по ней. А сейчас у меня подрастает второй сын, четырехлетний Тиша, и теперь он у меня на работах танцует. А если у меня получилось какое-то безобразие, в которое я вылил из себя все дерьмо, я ее, разумеется, никому не показываю - просто сжигаю. И это тоже ритуал. Такие работы зритель не должен видеть - его нужно заряжать творчеством, а не марать.
Виктор БУРДИН, Алматы, фото автора
burdin@time.kz
Фото Владимира Третьякова
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

