6788

Патефон на батарейках

 Увидев на улицах южной столицы красноармейца в островерхой буденновке, не пугайтесь - это не призрак. Перед вами - член клуба “Звезда”, объединяющего энтузиастов, занятых реконструкцией событий далекого прошлого.
Клуб, существующий уже четвертый год, зарождался на кухне. Собрались как-то три товарища - Сергей КНЯЖЕВСКИЙ, Борис ЧЕРКАШИН и Сергей ЗАВАРЗИН - коллекционеры, увлеченные историей, особенно периодом Великой Отечественной. Потом к ним присоединился Сергей КИБИН (он сейчас живет в Астане). Собрались - и организовали клуб.
- Однажды на урок я принес патефон, - рассказывает Сергей Княжевский. - Просто показать детишкам. Подходит мальчонка-пятиклассник и спрашивает, как он работает. Я объясняю: пружинка, заводим... Он стоит, молчит, потом: а вилка для розетки где? Я опять объясняю. А пацан постоял-постоял, да как закричит радостно: “Понял, он на батарейках!” Мне это в душу так запало. Думаю: как же так, ведь целая эпоха уходит - сложная, трагичная. Ведь Великая Отечественная - это горе советского народа. И дети не будут ничего знать об этой войне, не прикоснутся к истории... Мы с ребятами рассказываем и показываем, как жили люди в то время. Мы даже учим их наматывать портянки, хотя кому это сейчас надо? Есть у нас в клубе и женщины - в основном, конечно, жены и дочери его участников.

- Чем конкретно занимается ваш клуб?
- Военно-исторической реконструкцией событий Великой Отечественной, в частности, военной формы. Ищем сохранившиеся с войны экземпляры, а иногда даже шьем ее сами. Мы рассказываем, показываем, выступаем в школах, на телевидении, просто на улице. Вот, к примеру, недавно побывали на турбазе “Горельник” в урочище Медео, где в годы войны располагалась школа снайперов. Когда фашисты рвались к Кавказу, встала острая необходимость вести военные действия в горах. Первоклассных специалистов, а тем более снайперов, которые могли бы воевать в горной местности, в то время не было. Поэтому со всех фронтов собрали под Алма-Ату, на турбазу “Горельник”, кандидатов и мастеров спорта по туризму и альпинизму. Всего школа подготовила до 1500 снайперов. Потом они воевали в Заполярье, в Карпатах... Сергей САВЕЛЬСКИЙ, один из членов нашего клуба, нашел командира этой школы. Мы организовали с ним и другими ветеранами встречу. Конечно, сейчас “Горельник” находится в плачевном состоянии - турбаза заброшена.

- Вы ведь занимаетесь не только формой, но и оружием?
- Для реконструкции нужны макеты оружия. Вначале они у нас были деревянные, мы их делали сами - строгали, пилили... Теперь государство разрешило музеям и клубам вроде нашего иметь оружие настоящее. Его выводят из боевого состояния и продают через оружейные магазины. Но это настоящее оружие того времени. В нашем клубе имеются макеты винтовки Мосина, немецких пистолетов “Вальтер” и “Парабеллум”, автомата “МП-40”, именуемого в народе “шмассер”, и пулемета Дегтярева.

- Как вы находите экспонаты для коллекции?
- В любом крупном городе есть коллекционеры, с которыми мы обмениваемся вещами. А теперь Всемирная паутина позволяет заказать и приобрести все, что угодно. Ну и многое делаем сами. Какие-то экспонаты случайно находятся. К примеру, кожаный плащ, в котором я выступаю как старший политрук-общевойсковик, достался от дяди моей жены. А как-то мне в руки попали часы с гравировкой, которая гласила, что старший политрук СТРЕЛКОВ Сергей Александрович был награжден ими за выполнение правительственного задания. Он оказался полным тезкой моего деда! Конечно, это не мой дед, потому что в войну он преподавал в ленинградском вузе и не мог служить в регулярной армии. Но я сказал себе: Сергей, у тебя эти часы должны быть. Есть у меня и такой любопытный экспонат - фуражка сотрудника ВЧК. На ней жестяная кокарда не с серпом и молотом, а с молотом и плугом. Собираю открытки военных лет, сводки Совинформбюро, газеты, письма, хлебные карточки...

- Ваш клуб кто-то спонсирует?
- Нет, все держится на голом энтузиазме. Нам перед 60-летием Победы тогдашний аким Медеуского района Василий КРЫЛОВ выделил полуподвальное помещение. Как мы были рады! Но сразу после празднования у нас его отобрали. Мы обращались в городской акимат, чтобы нам разрешили провести что-то вроде театрализованного представления, но ответа вообще не получили. Ну, не хотят власти - не надо, мы выезжаем за город и там реконструируем события.

- Вы обращаетесь только к Великой Отечественной войне?
- Да. Мы должны рассказать, донести до молодежи, что это была за война. Только по официальным данным, тогда погибло 27 миллионов советских граждан. А по некоторым западным оценкам, погибших - более 50 миллионов! Мы не должны это забыть. Вот, к примеру, среди казахстанцев было 497 Героев Советского Союза. И когда у детей спрашивают: а кто это? - и они не могут ответить, это настоящая беда... Мой отец - он воевал - рассказывал, как в войну мечтал о корочке хлеба с рыбьим жиром. А мама вспоминала, какое пережила горе, когда она потеряла хлебные карточки. А сегодня даже в России поднимают голову неофашисты и скинхеды. Но я не могу допустить, чтобы мои дети заразились идеологией фашизма. Мы показываем людям, что такое подвиг. Пусть того - советского - народа уже нет, но это не повод забывать о его подвигах.

Мадина Аимбетова,
aimbetova@time.kz
Фото автора и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть