8981

Автострахование: любой каприз - за ваши деньги

 26 ноября на казахстанском рынке обязательного автострахования грядут серьезные перемены: согласно новым условиям страхования стоимость страховки увеличится в среднем в три раза, возрастет максимальная сумма компенсации пострадавшим, которая теперь будет начисляться совсем по другой схеме. Помочь читателям газеты “Время” разобраться с нововведениями вызвался Габиден СНАБАЕВ, начальник управления страхования розничного бизнеса одной из казахстанских страховых компаний.

- Габиден Мейрамбекович, сколько теперь будет стоить страховка?
- В Алматы по легковым машинам в среднем 15 тыс. тенге (ранее около 5 тыс.), по грузовым - 30 тыс. (вместо прежних 10 тыс.). То есть страховка подорожала в среднем в три раза. Но, например, в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях средняя стоимость страховки увеличится с 3 до 5 тыс. тенге. Это связано с тем, что по каждой области определялись свои коэффициенты, которые влияли на стоимость. По статистике самые аварийные регионы страны - Алматы, Астана и Атырауская область. Самая неаварийная - Жамбылская область.
Сразу бы хотел подчеркнуть, что эти изменения грядут 26 ноября, но последний день, когда автовладельцы могут застраховать свой автомобиль на старых условиях, - 23 ноября, потому что 24-е и 25-е - выходные дни.

Автострахование: любой каприз - за ваши деньги- Увеличение стоимости - единственное новшество?
- Нет. Всего пять параметров теперь будут определять стоимость страховки: место регистрации автомобиля, тип транспортного средства, возраст и водительский стаж автомобилиста, сроки эксплуатации машины. Также будет введена система “бонус - малус” (скидки - надбавки), которая давно используется в странах Западной Европы.  Теперь, чем больше страховых случаев будет у автолюбителя, тем больше он заплатит страховой компании за стоимость полиса. Так, если у водителя нет страховых случаев за последние 12 месяцев - ему предоставляется скидка 5 процентов от стоимости полиса, если 1 страховой случай - стоимость стандартной страховки увеличивается на 55 процентов, если 2 страховых случая и более - стоимость страховки увеличится на 145 процентов. Но эта система будет введена только в начале 2008 года.

- С чем связано изменение условий страхования “автогражданки”?
- С большой убыточностью компаний по этому виду страхования: сегодняшние тарифы действуют с 1996 года. Но тогда дешевых автомобилей было гораздо больше, а ремонт после аварии в среднем обходился в 30 тыс. тенге. Сейчас  ориентировочно - 150 тыс. тенге. В 2006 году убытки нашей компании по “автогражданке” доходили до 500-600 процентов!
 К тому же из-за резкого роста числа автомобилей (в среднем на 15 процентов ежегодно) больше стало и аварий. Со временем для страховых компаний этот продукт стал убыточным. Многие просто перестали выписывать полисы, а некоторые страховые компании, которые специализировались только на “автогражданке”, вообще отказались от своих лицензий. Поэтому, чтобы вернуть на рынок старые компании и привлечь новые, чтобы “автогражданка” стала снова интересна бизнесу, и были внесены изменения в законодательство.

- Изменятся ли условия выплат пострадавшим?
- Да. Будет внедрена система прямого урегулирования. Теперь потерпевший получает компенсацию не в той организации, где застрахован виновник, а в своей, которая затребует компенсацию у компании-виновника. Если раньше водитель мог застраховаться где угодно, то теперь он будет искать ту страховую компанию, где оказывают качественные услуги. Следовательно, конкурентная борьба между компаниями за клиента усилится.
 Но прямое урегулирование будет работать только при условии, что в ДТП попали два участника. Если их три и более - будет действовать старая схема: пострадавшие стороны идут в страховую компанию виновника. Если полиса у виновника нет - пострадавший требует компенсацию ущерба с виновника напрямую.

- А если страховая компания виновника не согласится выплачивать страховку компании пострадавшего?
- Для этого вводится должность страхового омбудсмена. Он будет назначаться Агентством финансового надзора (АФН), которое станет мониторить все страховые компании. Если какая-то компания не согласится выплачивать деньги или начнет тянуть со сроками выплат, омбудсмен проверит все документы по аварии и примет решение: кто кому должен выплатить. Если решение омбудсмена не удовлетворяется, то компанию ждет наказание - вплоть до отзыва лицензии.

- А есть ли какие-нибудь приятные новости для автолюбителей в связи с введением новых условий страхования?
- Да, теперь компании могут оказывать дополнительные услуги по желанию клиента. Например, сбор документов вместо страхователя: согласно закону, после ДТП нужно предоставить целых 10 справок! Теперь мы можем это сделать вместо автовладельца. Кроме того, страховщик предоставит эвакуатор, такси на время ремонта поврежденного автомобиля, поможет в случае поломки автомобиля, пришлет на место ДТП представителя страховой компании, даст юридическую консультацию.

- На сколько будет увеличена максимальная компенсация за поврежденный транспорт?
- Если раньше за повреждение автомобиля выплачивалось максимум до 400 МРП, то теперь - до 600. При причинении вреда нескольким автомобилям раньше выплачивалось до 1000 МРП, теперь - до 2000, пропорционально повреждениям всех автомобилей. То есть в среднем выплаты увеличены на 60-70 процентов.

- Как быть автовладельцам, чье авто стоит гораздо больше 2000 МРП?
- Речь идет о компенсациях лишь по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности. А суммы добровольного страхования не ограничены законом. Если владелец опасается, что ущерб, причиненный им третьему лицу, превысит максимальный уровень выплат по обязательному страхованию, то можно дополнительно застраховаться добровольно. Но тут уже каждая страховая компания сама устанавливает тарифы.

- А можно ли будет при ДТП обойтись без вызова инспектора дорожной полиции?
- Да, если при ДТП нет необходимости вызывать “скорую помощь” и причиненный ущерб не превышает 50 МРП, то участники могут не вызывать автоинспектора, а сразу - аварийного комиссара, чтобы оформить схему ДТП. Это при условии согласия всех сторон. Водителям не придется ждать несколько часов полицейского, создавая пробку на дороге. Но после завершения оформления аварии водители все равно должны поехать в ближайший пункт дорожной полиции и уведомить о ДТП.

- Водители все время жалуются, что долго ждут от компаний страховые выплаты. Решится ли как-то этот вопрос?
- В законодательстве и раньше было указано, что выплаты производятся в течение семи дней после предоставления последнего документа из необходимых 10. Поэтому все зависит от автовладельца. Основная проблема - дождаться решения суда. Сейчас многие суды, особенно в крупных городах, очень загружены: там месяцами рассматриваются дела. А теперь, когда страховые компании не будут нести убытки, водители и без суда получат сумму, необходимую на ремонт их автомобилей.

Виктор БУРДИН,
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть