13287

Жанна ИСАБАЕВА, кинорежиссер: Коммерческое кино - это рабство

Фильм “Карой” казахстанского режиссера-дебютанта Жанны ИСАБАЕВОЙ номинирован на кинонаграду, которую называют “азиатским “Оскаром” - Asia Pacific Screen Awards. Для сравнения: нашумевший “Монгол” Сергея БОДРОВА на этом международном фестивале попал только в номинацию “Лучшая операторская работа”, в то время как “Карой” Исабаевой претендует на приз “За лучшую режиссуру”.

Жанна ИСАБАЕВА, кинорежиссер: Коммерческое кино - это рабствоЭтот фильм Жанна делала на собственные деньги, а зарабатывала их, снимая рекламу. Автор­ское кино, в котором она будет и автором сценария, и продюсером, и режиссером, казалось ей несбыточной мечтой. Тем более что Жанна по образованию журналист, а не киношник. И все же тройной дебют состоялся. Фильм даже был приглашен на Венецианский фестиваль. Жанна долго колебалась, какое из приглашений принять: на участие в конкурсной программе в Монреале или на показ в рамках Недели критики в Венеции. Похоже, что выбор был сделан правильный: фильм заметили, и не успела дебютантка вернуться домой из Италии, как ее попросили отправить диск с лентой на соискание “азиатского “Оскара”. Церемония награждения состоится 13 ноября в австралийском городе Бризбен, а в ближайшее время о съемках фильма “Карой” будет сделан сюжет для CNN. Жанна уверена, что она сумеет вернуть вложенные в кино деньги, тем более что у нее уже есть следующая задумка...
- Скажите честно, на каком этапе было страшно?
- Пока не решилась, не поняла, что у меня есть силы, есть идеи, и если я сейчас опять отложу свою мечту на потом, то никогда ее не реализую - всю жизнь буду просто “колупаться” с рекламой. Ну а когда начался процесс производства фильма - уже не было времени на рефлексию. Я просто знала, что мне необходимо из пункта А дойти в пункт Б.
- Рекламные технологии помогли?
- Конечно. Я снимала фильм, имея полную раскадровку. Это сэкономило очень много времени и сил всей съемочной бригаде. Кстати, так, по-моему, в Казах­стане никто не работает. Поэтому съемочный процесс занял всего один месяц. Я считаю, что сначала надо снять и смонтировать кино в голове, а потом уже приступать к работе. У нас же зачастую режиссер приезжает на место и решает, что и как он будет делать. Это самый настоящий садизм по отношению к съемочной группе.
- Почему вы не рискнули сэкономить на актерских гонорарах и не набрали актеров, как это теперь модно, с улицы?
- Я категорически против этой тенденции. У нас в фильме - даже в эпизодах - снимаются народные артисты. Кастинг проводили в театрах 12 городов Казахстана. Это в рекламе можно найти типаж и помочь ему в нескольких кадрах сделать то, что требуется. Непрофессиональный актер сразу виден на съемочной площадке: он ведет себя неестественно, не знает, что делать, и это выглядит очень убого.
- Вы - женщина, тем более дебютант - рассчитывали на поддержку коллег?
- Когда я начала снимать фильм, многие кинорежиссеры всколыхнулись. Дело в том, что наш кинематограф - это очень закрытая группировка, которой в полной мере присущ мужской шовинизм. Когда я объявила о том, что набираю группу, меня “из добрых побуждений” предупреждали: не лезь, ничего у тебя не получится, мы мужики - и то спиваемся, лечимся, попадаем в психушки! Но меня эти разговоры только разозлили и подстегнули. Бюджет фильма уложился в 400 тысяч долларов, работа заняла восемь месяцев, а пленку мы обрабатывали в Праге.
- Деньги вы отрывали от семьи, детей, от собственного бизнеса. В итоге получилось авторское кино, на прокате которого вы ничего не сможете заработать в Казахстане... Жаба, грубо говоря, не душит?
- Эти вложения я точно “отобью” и даже прибыль заработаю. Но, естественно, не прокатом в Казахстане. Я буду продавать право на показ фильма в Европе. У нас уже сейчас есть предложения, а каждый контракт с европейским телеканалом стоит примерно 30 тысяч евро. Так неужели я не продам фильм десяти каналам? В Казахстане же у меня другая сверхзадача: если мне удастся окупить все вложенные в прокат фильма деньги, то это уже будет успех.
- Почему вы не верите, что наши прокатчики, узнав об успехе фильма, будут выпрашивать у вас право на прокат?
- Я прекрасно понимаю, что здесь “Карой” может пойти только в небольших залах, и мне понадобится всего несколько копий. Ведь фильм антикоммерческий - это авторское кино на казахском языке. Наша проблема в очень маленьком рынке. Прокатчики - люди образованные, они сами могут смотреть другое кино, но прекрасно понимают, на что клюнет зритель - в основном молодежь. Для успеха в такой аудитории нужна комедия, где в главной роли - эмтивишная звезда.
- Неужели вам слабо снять кассовое народное кино?
- Не стоит забывать, что коммерческое кино - очень дорогое “удовольствие”, раз в десять дороже авторского. И делать его с той техникой, которая сейчас есть в Казахстане, - все равно что собирать “Порш” вручную. Повторюсь - коммерческое кино подразумевает рынок сбыта, а значит, для успеха надо ориентироваться не только на Казахстан, а как минимум на все пространство СНГ. Значит, снимать надо историю, интересную русскоязычному зрителю, - с российскими звездами. Потому что в СНГ не будут смотреть фильм про “разборки” азиатов. Так что коммерческое кино - это рабство. Ты будешь делать все, чтобы угодить зрителю. Это другая технология - чистый бизнес, а не творчество.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО,
evdokimenko@time.kz

фото из личного архива
Жанны ИСАБАЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть