Сенатор Гани Касымов: И один в поле воин.
Его назначение сенатором по президентскому списку застало врасплох, кажется, всех, кроме него самого. Человек, за два последних десятилетия побывавший и советником президента, и торгпредом во Франции, и главным таможенником, и даже кандидатом на должность номер один в стране, оказавшись вновь - после нескольких лет перерыва - в парламенте, ощущает себя здесь как рыба в воде. Словно и не уходил...
На вопросы газеты “Время” отвечает единственный ненуротановец в парламенте, депутат сената Гани КАСЫМОВ.
- Гани Есенгельдинович, поскольку дипломатов бывших не бывает, хочу спросить вас: что вы думаете о ситуации вокруг Рахата АЛИЕВА? Не кажется ли вам, что активизировавшиеся в последние дни межгосударственные контакты Казахстана и Австрии - свидетельство неких договоренностей Вены и Астаны по поводу экс-посла в этой альпийской республике?
- Я не любитель гадать на кофейной гуще, поэтому не буду сейчас предсказывать, чем может закончиться это дело. Этот скандал заставляет говорить о другом: об уроках, которые мы все должны извлечь из него. Первое: никому - даже члену президентской семьи - не позволено нарушать закон. Второе. Нужно сделать все от нас зависящее, чтобы довести это дело до суда и чтобы этот суд был открытым и справедливым. Это поможет свести на нет тот колоссальный ущерб имиджу страны, который нанес Рахатгейт. Кстати, мне непонятно, почему наши силовики, депутаты, журналисты уделяют этому делу все меньше внимания. Кроме вашей газеты. Как будто страна каждый день переживает такой позор... То, что происходит сегодня вокруг этого дела, демонстрирует весьма обнадеживающую тенденцию. Казахстан учится разрешать подобные конфликты в правовом поле. В-третьих, я бы не стал связывать активацию казахстанско-австрийских контактов с этим уголовным делом.
- По-вашему, Рахатгейт - сугубо уголовное дело?
- Слушайте, я же не суд! Оставим суду прерогативу выносить вердикты. Я просто хочу, чтобы международный имидж моей страны не зависел от отдельно взятой личности.
- Ну в этом я с вами готов согласиться. Однако скажите честно: вы как отдельно взятая личность, оказавшись в сегодняшнем парламенте единственным “чужим среди своих”, не чувствуете ли себя эдаким Дон Кихотом? Посмотрите, вы обращаетесь к премьер-министру с призывом запретить деятельность “Тенгизшевройла”, а чуть ли не на следующий день нуротановец Карим МАСИМОВ встречается с руководством ТШО и благодарит за проделанную работу. Это ли не ответ премьера на ваш депутатский запрос?
- Что ж, если я получу ответ из правительства в духе песенки “Все хорошо, прекрасная маркиза...”, это меня не удивит. Это лишь подтвердит мое скептическое отношение к структурам вроде Министерства охраны окружающей среды. Все эти игры в “фантики-штрафики” - загрязнил атмосферу, заплатил штраф - и копти небо дальше - пора кончать! Надо ставить вопрос радикально. Ведь взялся же серьезно Карим Масимов за кашаганскую проблему и - что бы о нем ни говорили - борется за соблюдение национальных интересов страны. И с экологией то же самое. Сегодня при общей нефтедобыче порядка 60 млн. тонн в год ТШО выбрасывает в атмосферу 9 млн. тонн серы. А что будет в 2015 году, когда Казахстан планирует добывать ежегодно 150 млн. тонн? Мы же загадим всю страну! Вот почему я поднял этот вопрос и попросил фракцию “Нур Отана” поддержать меня. Кстати, посмотрю теперь, как они себя поведут. Это будет первой “проверкой на прочность” для правящей партии... У Масимова остается еще больше двадцати дней, чтобы ответить на мой запрос (по закону он обязан сделать это в месячный срок). Так пусть проведет очередное заседание своего правительства прямо там - на Тенгизе. Пускай наши уважаемые министры (а заодно и американские руководители ТШО) побудут там два-три дня, подышат серой. Может быть, тогда поймут, почем фунт лиха... Начнут строить химические производства по переработке этой серы, искать пути ее экспорта. Хватит превращать страну в мировую свалку! Господа инвесторы завтра уйдут, а нам с вами здесь жить. И пока я сенатор - не дам им спокойной жизни!
- Гани Есенгельдинович, вот вы постоянно говорите о престиже страны, призываете правительство не ронять его. А в это время оно - правительство - принимает решение провести Азиаду-2011 помимо Алматы, как решил Олимпийский комитет Азии, в Астане... Это как прикажете понимать?
- Ну тут надо четко отдавать себе отчет: это решаем не мы. Решение будет принято всеми странами - членами Олимпийского комитета. Они, в конце концов, могут просто решить, что Казахстан еще не готов к проведению соревнований такого уровня, и передать Азиаду-2011 другой стране. Ну что ж, нет худа без добра: сэкономим бюджетные деньги...
- А для чего сэкономим? Для еще нескольких “прорывных” проектов, от которых народу ни холодно ни жарко?
- Я понимаю ваш вопрос так: когда у правительства появится наконец стратегия социально-экономического развития страны, а не отдельных “прорывных” направлений? Если говорить об этом, то я окончательно убедился в необходимости трех- или пятилетних планов развития страны. У нас сейчас бюджет больше 20 млрд. долларов - и это хорошо. Теперь надо научиться грамотно тратить эти деньги. И, кстати, введение пятилеток (или трехлеток) позволит комплексно развивать весь социально-экономический потенциал страны и по результатам этого оценивать действия правительства. Не справился - уступи кресло другому! И народ будет знать, за что то или иное правительство отправлено в отставку. Посмотрите, все правительство плюс всяческие госхолдинги (“Самрук”, “Казына” и т.д.) брошены на эти тридцать прорывных проектов. А село забыто, медицина в загоне, в образовании - бардак, цены на хлеб растут. В сердце целины буханка стоит уже 50 тенге - это что такое?! Взять ту же проблему села. Сейчас каждый аул предоставлен самому себе и выживает как умеет. А должен быть четкий стандарт, “забитый” в государственный план: на каждые, допустим, сто дворов - одна школа, одна больница, одна баня, один клуб, три магазина. Вот это и есть самый главный “прорывной” проект - реальное соответствие уровня жизни людей стандартам, определенным в плане социально-экономического развития! Все остальное - это, уж извините, дешевые понты...
- По-вашему, инновационное развитие Казахстану не нужно?
- Нужно - и еще как! Но где оно?! То же самое правительство должно быть озабочено двумя вещами: во-первых, как выполнить текущий план социально-экономического развития и, во-вторых, какие базовые направления заложить в следующий план. А сейчас премьер-министр на полном серьезе заявляет: мол, мы должны первыми в СНГ осуществить административную реформу. На кой черт она нужна? Что изменится к лучшему для простого крестьянина, если в Министерстве сельского хозяйства появится не зависимый от министра ответственный секретарь? Они будут выяснять отношения друг с другом, вместо того чтобы, к примеру, разрабатывать механизм упреждающего кредитования производителя зерна - такой, чтобы ему было выгодно поставлять зерно сначала на внутренний рынок и только потом гнать его втридорога за рубеж. О каком первенстве в СНГ по реформам рассуждают люди, сидящие на заседаниях в костюмах BRIONI и туфлях PRADO? В стране не производится даже носового платка, а они увлеченно реформируют сами себя... Я вот предлагаю обязать членов правительства носить все отечественное - костюмы, рубашки, обувь. Ради этого можно доплачивать им 15-20 процентов - “за вредность”...
- Да? И завтра они станут приходить на заседание полуголыми?
- Вот именно! Тогда все казахстанцы узнают реальную цену этому правительству. Если бабушка с дедушкой стали платить за буханку хлеба на 12 тенге больше - значит, кто-то за это должен ответить! И не просто креслом, а изменением бюджетной политики. На социальные расходы надо направлять не 30-40, а 60 процентов бюджета. И при этом не допустить инфляционного витка. Министр энергетики Сауат МЫНБАЕВ говорит: надо поднимать энерготарифы, чтобы спасти отрасль. И он прав. Но почему это надо делать за счет населения? Вот пусть правительство и думает о том, как спасти энергетику, не опустошив кошельки людей. Это и будет самый прорывной из всех прорывных проектов! То же самое - на зерновом рынке. Сейчас поставлена задача: войти в первую пятерку мировых экспортеров зерна. Но для этого правительство должно давать производителям зерна деньги. Не просто так, а в долг. Скажем, на 15 лет. Чтобы потом, когда рынок будет завоеван, получить их обратно - с процентами. Именно так поступило когда-то правительство Японии со своими автопроизводителями, и сегодня “Тойоты” и “Хонды” завоевали Америку с Европой.
- Ну, у нас пока что нет своего автопрома (или почти нет), зато о перенимании японского опыта заговорила верхушка партии власти. Вон, первый зампред “Нур Отана” Бакытжан ЖУМАГУЛОВ призвал “научиться работать, как либерально-демократическая партия Японии...”
- Наша Партия патриотов давно предлагала ограничить монополию одной партии в парламенте специальным законом. А иначе есть риск сращивания интересов однопартийного парламента и однопартийного же правительства. В случае с ЛДПЯ так и было, притом что у них не было стопроцентной монополии в парламенте. То есть всегда находились 20-30 процентов оппонентов, которые чуть что - поднимали шум: эй, ребята, не так делаете, не туда ведете! А у нас сегодня даже этого нет.
- И что же нам прикажете делать?
- Надо постепенно превращать в противовес однопартийным мажилису и правительству сенат.
- Но там ведь тоже голимый “Нур Отан”!
- Зато там нет фракций. Сенат аполитичен по определению. И через него все партии, не попавшие в мажилис, смогут выражать свои взгляды.
- На это сенатору Касымову возразят: мол, ни одна партия, кроме “Нур Отана”, не преодолела семипроцентный барьер - значит, все они не пользуются поддержкой народа. И следовательно, с ними не о чем разговаривать...
- Слышал я подобные “аргументы”. Эти ребята из “Нур Отана”, “въехавшие” в парламент на авторитете своего лидера - президента, как-то очень быстро присвоили себе его многолетние заслуги. Нурсултан НАЗАРБАЕВ - если иметь в виду его высокие должности еще в советское время - руководит Казахстаном без малого тридцать лет. А многих из тех,
кто сегодня называет себя “партией власти”, никогда бы к этой власти на выстрел не допустили, не спрячься они вовремя за широкую спину президента. Пусть они - каждый в отдельности - спросят себя: “Чего я стою без Назарбаева?” Ответ очень для многих будет неутешительный...
И когда президент на открытии парламентской сессии говорил о необходимости прислушиваться ко всем - в том числе к побежденным, это и был ответ таким горе-политикам, которые сейчас увлеклись шапкозакидательством.
Я, например, убежден: если даже завтра в стране останется один оппозиционер, то власть все равно должна будет с ним договариваться. Сила любого политика не в том, чтобы задавить слабейшего массой. А в том, чтобы услышать его голос и победить его в споре.
- Это вы на себя, что ли, намекаете?
- Я, если вы еще не поняли, никогда не “намекаю” - говорю прямо. Если сенатор Касымов остался единственным инопартийцем в парламенте, то это вовсе не значит, что его голос затеряется в однопартийном хоре.
- Хотите сказать, что и здесь будете солировать?
- А вы не забывайте поговорку: и один в поле воин.
Виктор ВЕРК,
e-mаil:
verk@time.kz

