6878

Подъезд в огороде

Год назад Надежда ФЕДОРОВА, жительница переулка Вешний на окраине Усть-Каменогорска, увидела у себя на участке неизвестных людей, которые делали какие-то замеры и устанавливали колышки. Удивленной хозяйке они ответили, что здесь по заказу горакимата будут строить дом. Пятиэтажный.
Подъезд в огороде
За день, пока она ездила разбираться в городские и областные инстанции (кстати, ее ни в одном кабинете не приняли!), рабочие выкопали котлован. По бывшим грядкам проехал трактор. Как выяснилось, к кирпичному долгострою, стоявшему неподалеку еще с конца 80-х, заказчик - городской акимат - решил пристроить еще один подъезд, который углом “въехал” на огород. Надежда лишилась части своей земли: принадлежавшая ей территория за злополучной линией “стыка” огорода и нового дома стала складом для строительного мусора.
 
- В акимате мне показали план, по которому новый дом никак не пересекается с моей землей, - говорит Федорова. - Мало того, между ними даже должна была появиться дорога! Любовь ДУНДИЧ, исполняющая обязанности начальника городского отдела строительства, обещала: “ Все будет хорошо, в вашу пользу. У вас взрослые сыновья со своими семьями. Вы ведь хотели бы с ними разъехаться? Пишите, какую хотите компенсацию, и не мешайте строительству”. Раз так, мы попросили деньги на покупку трех домов: 120 тысяч долларов.
 
По рассказам Надежды и ее сыновей, пока они “не мешали”, строители, не стесняясь, орудовали на их территории. Урожай, который не вытоптали и не смели с земли трактором, - съели.

- Спросят: можно помидорку? Разрешу - сорвут, - говорит Надежда. - Отвернусь, а они еще пару помидоров сдернут. Но ведь дело-то не в овощах!

Туалет строителям тоже приглянулся. Первое время младший,
9-летний сынишка Надежды пугался чужих дядек. Потом привык.

- Заходили к нам постоянно, - рассказывает старший сын, Александр ЕФРЕМОВ. - Воды набирали. Бывало, приходили пьяными. Вещи стали пропадать. Маме пришлось уволиться с работы, чтобы охранять наше имущество. Я ей специально купил сотовый - если что, срочно звони нам с братом. Они и со стройки, кажется, все тащили. Подгонят машины и выносят мешки - наверное, цемент? Стройка велась круглосуточно, спать было невозможно. Приду с ночной смены, голова раскалывается... А куда денешься?

С компенсацией между тем дело заглохло. На звонки Надежды в акимате уже не отвечали. Как, впрочем, и на первые запросы ее адвоката. Надежда пришла на прием к зам-акима города Юрию КУДИНОВУ.

- Он сказал мне: “Я официальное лицо и официально заявляю: ничего вы не получите! Отгородят вас забором, и все. Мы заняли у вас 56 квадратных метров, вместо них дадим две сотки”, - говорит Н. Федорова. - Мне говорили чиновники, что я незаконно присвоила эту землю. Но я же ее купила! Незаконные земли ведь не заносят в план?!

- Да какой план? - отмахнулся Юрий Кудинов, когда я пришла спрашивать о ситуации в переулке Вешнем. - Она самовольно захватила кусок земли. А мы предлагали две сотки разгрести, засыпать их черноземом. Федорова не согласилась. Теперь пусть выбирает: либо акимат выкупит ее дом и землю после независимой оценки, либо мы отдадим ей любую квартиру в этом новом доме - на выбор. А там и трех-, и четырехкомнатные есть!

- Вы уже предложили это Федоровой?

- Ну да… Есть решение комиссии.

- О котором она не знает?

- Наверное, не дошли до нее еще документы…

В конце августа состоялся суд по иску Надежды Федоровой к акиму города, отделу жилищного строительства Усть-Каменогорска и подрядчику - ТОО “Назар”. Городской суд признал претензии женщины обоснованными и постановил прекратить строительство, “а также совершение любых других действий, нарушающих право Федоровой Н. Б. на землю”. Ответчики подали апелляцию в областной суд.

- Несмотря на запрет, работы здесь ведутся, - говорит Федорова. - Да и дом-то уже построен.

В ближайшее время планируется сдать его в эксплуатацию. Громко, торжественно, по-праздничному. Еще бы: ведь в этот дом переселят тех, кто жил в деревянных развалюхах в загазованной промышленной зоне. Власти города еще раз докажут, что они заботятся о своих земляках.

- Я одна вырастила четырех сыновей. Старший погиб, мужа моего убили, - старается скрыть слезы Надежда. - Обо мне, значит, заботиться не нужно, можно ноги вытирать? Мне даже пригрозили: мол, если сорву сдачу дома, буду платить неустойку! Нет денег - значит, заберут жилище…

- Никто ей не грозил, - отрицает Кудинов. - Но ситуацию решать-то надо! Да, получается, что мы залезли на частную территорию. И если не пойдем на мировую, придется сдавать дом без этого подъезда.

По словам замакима, никто из акимата на место строительства до его начала не выезжал. По его же словам, Надежду Федорову не могли отфутболить в акимате:

- Вот я, например, всех принимаю! Даже пьяных!

Любовь Дундич не видит проблемы в сложившейся ситуации:

- У нее на огороде - не подъезд, а только уголочек. Там сейчас асфальтируют. Небольшой кусочек зальют, полметра от стены дома. Грядок там нет.

- Но ведь были!

- Ну были…

Наталья ШИМОЛИНА, фото автора, Усть-Каменогорск
Поделиться
Класснуть