7504

Вагончик тронется - клиент останется

По всей республике таких беспредельных станций - добрых три десятка. На Западной железной дороге это, например, Казалинск, Шалкар, Аральск, Сай-Утес, Кандыагаш и Кызылорда. В нашу редакцию поступило несколько десятков тревожных сообщений от пассажиров о беспределе на железной дороге. Чтобы увидеть все своими глазами, я выехал пассажирским поездом из Алматы в Актюбинск.До Шымкента особых проблем не возникает. А в Кызылорде на перроне замечаю агрессивно настроенных парней. Как только вокзальный диктор объявляет о посадке, они, расталкивая пассажиров с билетами, лезут в вагон. Два проводника нашего вагона - Кайрат иЕрлан - делают вид, что ничего не происходит. Странная реакция...
Один такой молодчик спокойно прошел в служебное купе проводника и разлегся на верхней полке. Едва Кайрат сделал ему замечание, как аульный паренек с нахальным видом выдал длинную тираду из отборной смеси казахского и русского и, повернувшись на другой бок, захрапел.
- Кайрат, - спрашиваю проводника, - почему бы вам не выставить наглеца на перрон? Мало того что без билета - еще и “концерты” устраивает. Люди устали в пути, хотят отдохнуть…
- Да ну их, - лишь махнул рукой в ответ проводник. - Тебе-то что? Доехал до точки и остался, а мне возвращаться обратно.
- Боитесь хулиганов? Тогда позовите на помощь полицию…
- В этих краях еще с советских времен - а я в этой системе уже почти 30 лет работаю - местные жители никогда не покупали билетов. Сейчас начну прогонять “зайца” - напомощь ему придут другие: в один состав таких набивается до двух десятков. И начнется драка. Они побьют нас, могут раскурочить вагон и разбить стекла. Потом сойдут на следующей станции и исчезнут. Знаешь, мне не хочется платить за ущерб из своего кармана, а полиция не всегда рядом…
Мой собеседник прер­вал разговор и пошел по своим делам. Забегая вперед, скажу, что всю ночь он пролежал, свернувшись калачиком на полу в своем купе: обе полки были заняты безбилетниками. Ситуацию попытался прояснить мой попутчик Серик. Он ехал в отпуск на родину из Караганды, где работает в одном из филиалов КТЖ.
- Я родился и вырос на станции Аральск, - рассказал он, - и сам чуть было не превратился в такого отморозка. Хорошо, вовремя родители отправили учиться в Алматы... На небольших станциях нет развлечений и досуга, нет работы и нормальных автомобильных дорог. Единственный способ доехать - поезд. Вот местные и зашугали железнодорожников. Мы сами в детстве нагло садились в любой остановившийся поезд, а если проводник возмущался, могли отметелить его и побить стекла - так мы мстили за непокорность. С годами детская “шалость” передалась и взрослым. Сам сколько раз становился свидетелем того, как пожилая бабка или дед без билета, даже не спрашивая разрешения, садились в вагон. А стоило проводнику заикнуться, как бабка намекала: не забывай - тебе возвращаться обратно. А у меня шестеро сыновей - за мать разом твой вагон перевернут.
- И проводники молчат?
- Будут молчать - жить-то хочется всем.
- Неужели и убить могут?
- Убить не убьют, но покалечат здорово…
Серик еще полночи рассказывал о станционном беспределе. Оказывается, начиная от Кызылорды и до самого Актобе любой пассажир может стать жертвой хулиганов. На перроне это происходит по следующей схеме: к прилично одетому пассажиру подходит местный парень и предлагает познакомиться. Потом следует классическое: “выпьем за знакомство”. Отказ не принимается. Пьют на деньги пассажира, пока кошелек бедняги не опустеет. Поезд уже давно ушел, но жертву не выпустят из круга, пока не разденут почти что догола. Непокорных зверски избивают и тут же предупреждают: пожалуешься в полицию - убьем и закопаем в песках, никто не найдет. Бедняге остается ждать следующего поезда и надеяться на понимание проводника…По словам Серика, надо быть особенно внимательным, когда по коридору вагона начинают шнырять парни с предложениями купить журналы, газеты и прочую мелочовку.
- Пока вы выбираете, что купить, у вас пропадают портмоне, мобильники, барсетки. Известно несколько случаев, когда злоумышленники верхом на лошадях подъезжали к поезду, хватали через раскрытые окна ценные вещи пассажиров и тут же исчезали.
Почему на железной дороге царит бардак?!
 С таким вопросом я переступил порог кабинета начальника Западного департамента внутренних дел на транспорте Кайрата ТЫНЫБЕКОВА.По словам полковника Тыныбекова, перед его подразделением стоит несколько задач: обеспечение безопасности пассажиров и сохранности перевозимых грузов; пресечение краж и хищений металла, предотвращение возможных крушений поездов. По каждой проблеме он может говорить долго.
- К сожалению, на каждую станцию и на каждый поезд поставить полицейского невозможно. Вместе с тем немало станций, где население выживает в основном за счет железной дороги: либо работают и торгуют на перронах, либо воруют все, что под руку попадет. Как раз сейчас впервые в Казахстане мы внедрили эксперимент “начальник линейного пассажирского поезда”. Другими словами, в составе Актобе - Астана появился свой участковый. Прошло не так много времени, а результаты - налицо. На этом направлении мы забыли о кражах, теперь в этом поезде не бьют стекол и не хулиганят. До конечной точки состав сопровождают офицер и два сержанта. Это ведь и профилактика: когда преступник постоянно видит в поезде полицейских, он никогда туда не сунется - времена беспредела на железной дороге прошли!
- Кайрат Сагатханович, но ведь только один поезд охраняется круглосуточно, а по вашей территории проходят…
- …38 пассажирских составов. Если наш эксперимент даст положительные результаты, руководство АО “Пассажирские перевозки” готово обеспечить наших участ­ковых купейными местами. Конечно, еще нужно решить вопрос финансирования, выделения дополнительных штатов и т.д. Пока эти вопросы решаются, мы сложа руки не сидим. Опять же впервые в Казахстане на перронах Актобе и Атырау поставили стационарные посты, а кроме этих двух крупных вокзалов - еще и в Уральске установлены системы видеонаблюдения. На этих станциях количество преступлений резко сократилось.
- А на Кызылординском вокзале на днях злоумышленники выломали банкомат и украли несколько миллионов тенге…
- Это преступление нами раскрыто. Под утро, воспользовавшись отсутствием людей, преступники совершили кражу. Мы их нашли, но этого бы не произошло, если бы вокзал охранялся еще и с помощью видеонаблюдения. Но, похоже, до безопасности пассажиров и сохранности имущества железной дороги руководству КТЖ дела нет…
Алматы - Кызылорда - Актюбинск
(Продолжение сериала - в ближайших номерах).


Тохнияз КУЧУКОВ,
kuchukov@time.kz

Поделиться
Класснуть