Не задерживай стрелка
- Над этой проблемой мы бьемся уже на протяжении десятка лет, - говорит директор Центральноказахстанской ассоциации предпринимателей Жомарт АЛДАНГАРОВ. - Предприниматели просто стонут, некоторые вынуждены были сворачивать бизнес. Почему многие до сих пор не подают в суд на железнодорожников? Да потому что боятся! “Казахстан темир жолы” - это монополист, и ссориться с ним не каждый деловой человек решится. Если у тебя бизнес завязан на железнодорожных поставках, то элементарно появятся задержки. Ведь никак не докажешь, что свободные вагоны есть.Собственным опытом “сотрудничества” с национальным перевозчиком делится предприниматель Павел КРЕМЕР:
- Была узаконена такая практика, когда план на поставку вагонов предприниматель должен был получать сам лично. Приходишь, а тебе открытым текстом говорят: дашь деньги - будут вагоны, нет - свободен!
Но даже те, кто давал деньги, все равно оказывались заложниками перевозчика. Штрафные санкции, как говорит предприниматель, применялись нещадно. При этом не было практически никаких шансов доказать их необоснованность. Обращаться же в надзорные органы многие действительно боялись. И это только усугубляло ситуацию.
- К нам с жалобой на незаконные действия со стороны “Казакстан темир жолы” обратилось ТОО “Акнар”, - разъясняет помощник Карагандинского транспортного прокурора Канат АБЕКЕНОВ. - Кстати, по ходу проверили еще 120 предприятий, у которых незаконно изъяли денежные средства.
Проверка показала, что только за 2005-2006 годы на станции Караганда-Сортировочная с предпринимателей было незаконно взыскано 200 миллионов тенге штрафов! Все они были начислены... за задержку стрелка военизированной охраны. Оказывается, КТЖ выставляла бизнесменам счет за то, что из-за их нерасторопности с разгрузкой вагонов этот стрелок якобы вынужден был находиться рядом с грузом.
Как считает прокурор Канат Абекенов, КТЖ не всегда имела право начислять штрафы:
- Прокуратурой было установлено, что железная дорога действительно незаконно выставляла штрафы. Подобные санкции должны применяться лишь на тех станциях, где нет стационарных постов военизированной охраны. На станции Караганда-Сортировочная такой пункт есть.Пока незаконно взысканные штрафные санкции в сумме 1,8 миллиона тенге возвращены лишь одной карагандинской фирме, которая не побоялась репрессий со стороны “Казахстан темир жолы”. Правда, предприятию после этого незамедлительно отказались предоставить вагоны. В Карагандинском технологическом центре по обработке перевозочных документов АО “Казахстан темир жолы” подтвердили необоснованность своих действий в отношении ТОО “Акнар”. А вот относительно других заявили, что, мол, предприниматели сами виноваты - не вовремя предъявляли претензии. Потому рассчитывать на компенсацию прав не имеют. Впрочем, прокуратура придерживается другого мнения.
- Пока мы проверили только одну станцию. Если осуществить аналогичную работу и в других городах Казахстана, то сумма незаконно начисленных штрафных санкций может увеличиться во много раз, - считает прокурор Канат Абекенов. - Мы предлагаем предпринимателям посмотреть, платили ли они штрафы за военизированную охрану. Если да, то просим обратиться к нам.
По словам Жомарта Алдангарова, как только в Караганде по заявлению предпринимателей началась прокурорская проверка, тут же на свет появилось письмо за подписью управляющего директора по перевозочному процессу АО “Казахстан темир жолы” Карима КОКРЕКБАЕВА. В нем карагандинским предпринимателям сообщалось о страшном дефиците вагонов. Затем их перестали выдавать для перевозки строительных и ряда других материалов из группы особо ликвидных. Дескать, вагонов не хватает даже для нужд самой национальной компании. Потому за разрешением на получение вагонов бизнесменам надлежит самостоятельно приезжать в Астану.
В “верхах” - астанинском офисе “Казахстан темир жолы” - как оказалось, о конфликте с транспортной прокуратурой и предпринимателями вообще ничего не знают:
- Я не в курсе всей этой ситуации, пока никаких документов не получал. Если мне их дадут, то я прокомментирую, - сухо ответил начальник управления по связям с общественностью “Казахстан темир жолы” Мейрамбек ТУЛЕПБЕРГЕНОВ.Центральноказахстанская ассоциация предпринимателей между тем уже разослала своим партнерам по Казахстану информацию о результатах проверки и предложила объединиться в борьбе с произволом на железной дороге. Если на призыв откликнутся все пострадавшие, то, по самым скромным оценкам ассоциации, КТЖ грозит несколько тысяч исков и миллиардные штрафные санкции.
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ,Караганда,
тел.: 8-7013255702,
e-mail:
perkhalsky@mail.ru