Проверочный диктат
Представителей алматинского арт-сообщества особенно пугает то, что культурное пространство постоянно сжимается. Точнее, его сжимают. Еще точнее - зажимают. Например, в южной столице закрылось сразу несколько галерей. Центр современного искусства (ЦСИ), этот единственный форпост модерновой арт-тусовки, вывезли с интеллигентной улицы Тулебаева на задворки VIP-городка Алем. И то на полгода, после чего ЦСИ, судя по всему, останется без помещения.
- Как же так? - спрашиваю Сауле Сулейменову. - Это же полуторамиллионный город, центр культуры...
- Считается, что Алматы - это культурная столица государства, - рассуждает она. - Вранье! Сейчас в культурном плане южная столица - не мегаполис, а поселок городского типа (тип в смысле - типаж, а не человек. - Т.Б.). В Лондоне 600 галерей, в кровожадном Нью-Йорке - тысяча. А что у нас? Галереи закрываются, мест, где бы могли собираться художники и люди, интересующиеся искусством, все меньше. В регионах вообще жуть - творческие люди кончают с собой, спиваются. Такая ситуация - наследие 90-х годов, когда все думали только о том, как выжить. Народ до того боится нищеты, что стремление зарабатывать деньги заменяет все остальное. Недавно один французский продюсер спросил меня: “Назовите несколько имен молодых художников!”. А я не назвала. Потому что нет нового поколения, я его не вижу. Лет через 10 здесь не останется ни одной галереи, театры закроются. И я не знаю, что тогда вообще будет...
Ну в этом Сауле не одинока. Заглядывать далеко вперед в нашем обществе трудно по одной причине - не знаешь, кто будет. Поскольку от того, кто будет, и зависит, что будет. Приоритеты развития традиционно выстраиваются сверху вниз. При этом тех, кто снизу, не спрашивают, понравилось ли им. Зато снизу всегда лучше видно, что нравится тем, кто сверху.
Вот, скажем, Алматы активно застраивается. Но что-то не платят жителям сносимых домов компенсации, приговаривая: “Изымаем земли по госнужде под строительство самого большого в Центральной Азии музея! Искусство лучших отечественных и мировых производителей со скидками! Круглосуточно!”. Зато появляется много бизнес-центров, торгово-развлекательных комплексов, навороченных банковских зданий и элитных микрорайонов.
Приоритеты-то есть. Паритета нет. Хотя, конечно, нельзя сказать, что власть совсем не интересуется культурой. Интересуется. Правда, интересы власти не совпадают с интересами культуры.
Но это можно и исправить. Культура - гибкая вещь.
- Проблема в том, что у нас все идет с неба, - говорит директор ЦСИ Валерия ИБРАЕВА. - В нормальном обществе эстетика города и государства создается сообществом художников. Она идет снизу, потому что родиться способна только на земле. У нас общество переходное, поэтому эстетика диктуется сверху. Как утверждает французская художница Аминату ЭШАР, диктат этот здесь настолько силен, что контакта между властью и художниками нет никакого. Художники, работающие на государство, не в счет, потому что они делают то, что им велят. Это даже хуже, чем в советское время. Поскольку тогда заказ был опосредованным, в духе строительства социализма, а сейчас приказы отдаются напрямую. Ядро же самостоятельных художников не может пробиться в выставочные залы, потому что залов практически нет. А в тех, которые есть, требуют деньги, которых у художников, которые не выставляются, не бывает. Замкнутый круг.
- Но позвольте, а чем плох голос свыше?
- Тем, что нашей культуре можно прибавлять приставку “псевдо”. Все потуги организовать, например, скульптурные проекты, не отражают сущности города да и государства. Все заимствовано. Нет ничего оригинального и современного, все уже было на Западе. Расписанные кони, бронзовые фигурки на площади слизаны с Европы. Чиновник съездил за границу, увидел там что-то, вернулся на родину и начал внедрять, будучи абсолютно не в теме. И возникает ложная эстетическая среда, никак не связанная с действительностью.
Тут, разумеется, можно поспорить.
Чиновники как раз очень тесно связаны с действительностью. Просто действительность у них отличная. В смысле - отличная от нашей. На эту тему 14 августа в ЦСИ открылась выставка Жанары Наурызбаевой, Даниэля ГАЛЛЕГОСА, Аминату ЭШАР и Гайши МАДАНОВОЙ “Трансформация пространства” (на снимке) одним из краеугольных камней которой станет роль художника в жизни казахстанского общества. Лейтмотив очевиден - роль есть. Просто сценарий написали другие. И кроме как “Кушать подано!” там для художников не придумали еще слов.
- Город очень сильно меняется. И вместе с переменами уходит целый культурный пласт, - возмущается Жанара. - Все старое стирается напрочь. У нашей власти до сих пор комплекс неполноценности. Им кажется, что новое будет хорошее, красивое и светлое. А прошлого якобы надо стыдиться и избавиться от него напрочь. Но самое ужасное - никто не спрашивает мнение общественности. Художники выключены из общественной жизни, все происходит по желанию сверху.
Устроители выставки создали собственный сайт, с тем чтобы привлечь как можно больше людей к проблемам бурного строительства зданий, общества и всего государства в целом. Как говорит Жанара, даже если один человек остановится и подумает, куда катится наша страна, цель выставки будет достигнута.
Кажется, я знаю, как зовут этого человека.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
- Как же так? - спрашиваю Сауле Сулейменову. - Это же полуторамиллионный город, центр культуры...
- Считается, что Алматы - это культурная столица государства, - рассуждает она. - Вранье! Сейчас в культурном плане южная столица - не мегаполис, а поселок городского типа (тип в смысле - типаж, а не человек. - Т.Б.). В Лондоне 600 галерей, в кровожадном Нью-Йорке - тысяча. А что у нас? Галереи закрываются, мест, где бы могли собираться художники и люди, интересующиеся искусством, все меньше. В регионах вообще жуть - творческие люди кончают с собой, спиваются. Такая ситуация - наследие 90-х годов, когда все думали только о том, как выжить. Народ до того боится нищеты, что стремление зарабатывать деньги заменяет все остальное. Недавно один французский продюсер спросил меня: “Назовите несколько имен молодых художников!”. А я не назвала. Потому что нет нового поколения, я его не вижу. Лет через 10 здесь не останется ни одной галереи, театры закроются. И я не знаю, что тогда вообще будет...
Ну в этом Сауле не одинока. Заглядывать далеко вперед в нашем обществе трудно по одной причине - не знаешь, кто будет. Поскольку от того, кто будет, и зависит, что будет. Приоритеты развития традиционно выстраиваются сверху вниз. При этом тех, кто снизу, не спрашивают, понравилось ли им. Зато снизу всегда лучше видно, что нравится тем, кто сверху.
Вот, скажем, Алматы активно застраивается. Но что-то не платят жителям сносимых домов компенсации, приговаривая: “Изымаем земли по госнужде под строительство самого большого в Центральной Азии музея! Искусство лучших отечественных и мировых производителей со скидками! Круглосуточно!”. Зато появляется много бизнес-центров, торгово-развлекательных комплексов, навороченных банковских зданий и элитных микрорайонов.
Приоритеты-то есть. Паритета нет. Хотя, конечно, нельзя сказать, что власть совсем не интересуется культурой. Интересуется. Правда, интересы власти не совпадают с интересами культуры.
Но это можно и исправить. Культура - гибкая вещь.
- Проблема в том, что у нас все идет с неба, - говорит директор ЦСИ Валерия ИБРАЕВА. - В нормальном обществе эстетика города и государства создается сообществом художников. Она идет снизу, потому что родиться способна только на земле. У нас общество переходное, поэтому эстетика диктуется сверху. Как утверждает французская художница Аминату ЭШАР, диктат этот здесь настолько силен, что контакта между властью и художниками нет никакого. Художники, работающие на государство, не в счет, потому что они делают то, что им велят. Это даже хуже, чем в советское время. Поскольку тогда заказ был опосредованным, в духе строительства социализма, а сейчас приказы отдаются напрямую. Ядро же самостоятельных художников не может пробиться в выставочные залы, потому что залов практически нет. А в тех, которые есть, требуют деньги, которых у художников, которые не выставляются, не бывает. Замкнутый круг.
- Но позвольте, а чем плох голос свыше?
- Тем, что нашей культуре можно прибавлять приставку “псевдо”. Все потуги организовать, например, скульптурные проекты, не отражают сущности города да и государства. Все заимствовано. Нет ничего оригинального и современного, все уже было на Западе. Расписанные кони, бронзовые фигурки на площади слизаны с Европы. Чиновник съездил за границу, увидел там что-то, вернулся на родину и начал внедрять, будучи абсолютно не в теме. И возникает ложная эстетическая среда, никак не связанная с действительностью.
Тут, разумеется, можно поспорить.
Чиновники как раз очень тесно связаны с действительностью. Просто действительность у них отличная. В смысле - отличная от нашей. На эту тему 14 августа в ЦСИ открылась выставка Жанары Наурызбаевой, Даниэля ГАЛЛЕГОСА, Аминату ЭШАР и Гайши МАДАНОВОЙ “Трансформация пространства” (на снимке) одним из краеугольных камней которой станет роль художника в жизни казахстанского общества. Лейтмотив очевиден - роль есть. Просто сценарий написали другие. И кроме как “Кушать подано!” там для художников не придумали еще слов.
- Город очень сильно меняется. И вместе с переменами уходит целый культурный пласт, - возмущается Жанара. - Все старое стирается напрочь. У нашей власти до сих пор комплекс неполноценности. Им кажется, что новое будет хорошее, красивое и светлое. А прошлого якобы надо стыдиться и избавиться от него напрочь. Но самое ужасное - никто не спрашивает мнение общественности. Художники выключены из общественной жизни, все происходит по желанию сверху.
Устроители выставки создали собственный сайт, с тем чтобы привлечь как можно больше людей к проблемам бурного строительства зданий, общества и всего государства в целом. Как говорит Жанара, даже если один человек остановится и подумает, куда катится наша страна, цель выставки будет достигнута.
Кажется, я знаю, как зовут этого человека.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть