8483

Борис ГЛУШКОВ, лучший футзальный тренер последних лет: Есть ли жизнь без мяча?

Бывший тренер сборной Казахстана по футзалу, дважды признававшийся в нашей стране лучшим наставником года, Борис ГЛУШКОВ (на снимке) сейчас работает в МФК “Аят” (Рудный) на должности... простого администратора. Однако это не мешает ему помогать молодому специалисту Канату ТАНАКПАЕВУ тренировать этот самобытный коллектив. Глушков не мыслит себя без футзала и готов жертвовать ради этого многим. В том числе и прелестями семейной жизни.

Очередной тур первенства страны завершился меньше недели назад, а Борис уже собирается из дома, который находится в Семее, вновь на работу - в Рудный. Там у него другая семья - футзальная.
- После окончания тура я заехал в Астану, забрал супругу с дочерью и поехал домой, - рассказывает он мне по своему мобильному, умудряясь одновременно отвечать на звонки по городскому телефону и паковать чемоданы. - У меня вся семья спортивная. Супруга раньше занималась спортом, сейчас - тренер. Дочь - мастер спорта международного класса по художественной гимнастике. Выступает в сборной Казахстана вместе с Алией ЮСУПОВОЙ. Они привыкли, что я всю жизнь в разъездах, и прекрасно понимают, что для меня - раньше футбол, а теперь футзал - это моя жизнь. Я и мечтал-то стать детским футбольным тренером. А начинал с большого футбола. И хотя пришел в секцию поздно - в четвертом классе, но успел поиграть и в первенстве Союза за семипалатинский “Спартак”, а затем стать дву-кратным чемпионом Казахстана в составе местного “Елимая”. Хотел трехкратным, но помешала травма. В итоге пришлось завершить карьеру игрока достаточно рано - в 28 лет.

- Ваша карьера игрока пришлась на период подъема семипалатинского футбола. Чем было примечательно то время?Борис ГЛУШКОВ, лучший футзальный тренер последних лет: Есть ли жизнь без мяча?
- Тогда наш “Спартак” был в числе лидеров второй лиги чемпионата СССР. На каждый матч приходили толпы болельщиков, и мы играли для них. Мы не могли где-то схалтурить, сачкануть, потому что завтра же эти люди могли все высказать - и нам было бы просто стыдно. Когда появился “Елимай”, в нем играли такие футболисты, как Олег ЛИТВИНЕНКО (ныне покойный), Сергей ПАСЬКО, Андрей МИРОШНИЧЕНКО и Андрей ПИНЧУКОВ. В нашей команде, где я был защитником, выступал даже Вахид МАСУДОВ. Это была сказочная команда. А болельщики - они нас боготворили! Именно в Семипалатинске зародилось первое в Казахстане фан-движение. Эти ребята ездили с нами в другие города и всегда яростно нас поддерживали. Отдельная тема - выступление нашей команды в Кубке азиатских чемпионов (тогда ведь Казахстан входил в Азиатскую конфедерацию футбола). Там был такой беспредел... Помню, ждали к себе чемпиона из Саудовской Аравии. В гостях мы проиграли им 0:1, но дома были все предпосылки крупно выиграть. На наш стадион, который вмещает 10 тысяч, пришло более 15 тысяч болельщиков! Собралось все руководство области. И тут узнаем, что вначале самолет с саудитами опаздывает, а затем, когда они прилетели, не хотят выходить на игру. Три часа мы ждали, болельщики все это время со стадиона не уходили, надеясь, что матч состоится. Они предлагали нам этот матч “сдать”, но наши сказали, что будем играть ради наших зрителей - и баста! В итоге соперники на поле не вышли, и нам присудили поражение. Такие тогда были правила. Веселых моментов хватало... (по официальной версии, руководство Азиатской конфедерации футбола (АФК) засчитало семипалатинскому клубу техническое поражение 3:0, потому что клуб из Саудовской Аравии якобы не устроили условия игры в Семипалатинске; однако до сих пор ходят разговоры, что саудиты, испугавшись “Елимая”, предлагали “сдать” им ответный поединок за 300000 долларов. - М.В.).

- Карьеру игрока вы закончили в 28 лет. Что было дальше?
- Из-за травмы я почти два года лежал на больничной койке. Но мне помогали мои друзья из клуба, да и руководство команды на голодном пайке не оставляло. После стал тренировать группы подготовки в “Елимае”. Затем у клуба настали тяжелые времена, и 90-летие казахстанского футбола в 2003 году мы встретили у разбитого корыта. Обидно, что тогда не нашлось никого, кто бы сохранил “Елимай”. В итоге имеем то, что имеем (из-за финансовых проблем клуб “Елимай” в 2002 году был закрыт как юридическое лицо; его правопреемник, носивший вначале название “Семей”, а затем “Спартак”, через год благополучно вылетел в первую казахстанскую лигу, где выступает до сих пор. - М.В.).

- Но будущее себе, играя в футбол, обеспечили?
- Тогда таких денег, как сейчас, нам не платили. Есть у меня квартира, есть машина - и то хорошо. Главное - я могу и сейчас зарабатывать, занимаясь любимым делом.

- А как получилось, что большой футбол вы сменили на футзал?
- Когда “Елимай” разваливался, мои друзья, владевшие крупным цементным заводом, предложили создать мини-футбольный клуб. Наверное, посчитали, что на него нужно меньше денег. Я и стал его главным тренером. За два года мы вышли в высшую лигу чемпионата страны. Там тоже стало получаться. Меня дважды признавали лучшим тренером казахстанского футзала. Затем я возглавил сборную...

- Но в этом году ваша команда “Цементник” прекратила существование...
- Это случилось из-за кризиса, и никакой обиды на наших учредителей я не держу. Я их прекрасно понимаю. Все те, кто работал и играл в “Цементнике”, уже трудоустроены.

- А из сборной почему ушли?
- Потому что должность главного тренера не оплачивалась департаментом футзала в ФФК: я ее совмещал с работой в клубе, где платили хорошую зарплату. Когда клуба не стало, мне и моей семье нужно было на что-то жить...

- Обиды на людей, отвечающих в стране за футзал, не осталось?
- Нет, что вы! Я им благодарен, что смог поработать на таком высоком уровне.

- На ваш взгляд, наш футзал прогрессирует или наоборот?
- Да, раньше в первенстве Казахстана выступало пятнадцать клубов, а сейчас только пять. Но давайте на этот вопрос я вам отвечу через годик. Сейчас в мире экономический кризис. Я читал, что в России несколько клубов уже собираются сниматься с чемпионата. Конечно, футзал в Казахстане должен развиваться параллельно с большим футболом. Футзальные команды должны быть в каждом регионе. Но, повторяю, давайте подождем, что будет дальше.

Михаил ВАСИЛЬЕВ
Фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Поделиться
Класснуть